“Баллада о воспитании”. Шалва Амонашвили

баллада о воспитанииО Шалве Амонашвили и его творчестве я рассказывала в блоге уже не раз. Первая книга, через которую я с ним познакомилась, была “Педагогические притчи” (мой отзыв о ней здесь). Меня покорил его крайне необычный, образный, эмоционально сильный стиль изложения своих идей. А главное – искренняя, страстная вера в высшие ценности (гуманность, нравственность, благородство). Для тех, кто слышит его имя впервые, расскажу: Шалва Александрович Амонашвили – педагог, доктор психологических наук, автор концепции гуманной педагогики (впрочем, как я понимаю, он себя автором не считает, а отдает дань уважения тем классикам, которые посеяли в нем семена такого глубокого, духовного отношения к педагогике… или нет, не к педагогике – скорее, к детям, к Ребенку).

Второй его книгой, с которой я познакомилась, стала “Баллада о воспитании“. Именно о ней и пойдет речь в этом обзоре, поскольку книга явно достойна того, чтобы о ней рассказать как можно более широкому кругу мам и пап, бабушек и дедушек, педагогов и воспитателей.

Для начала – пару слов о названии. Книга называется именно “балладой” не случайно. Я уже говорила, что стиль у Шалвы Амонашвили очень необычный (а особенно он необычен для педагогической литературы, которая, как правило, более педантично-строгая, последовательная… и почему-то безэмоциональная). “Баллада о воспитании” звучит как песня или сказание, переданное старшим мудрым предком своим юным, ищущим, думающим потомкам. В этой книге нет строгих схем, “как вести себя в случае…”. Но есть такой мощный, пронизывающий ее дух любви к Ребенку, внимания к нему, искренней заботы, соучастия, устремленности к высшей цели воспитания благородного человека, что не раз и не два во время чтения книги у меня просто накатывались слезы и подступал ком к горлу. Поэтому я бы сказала, что это – не книга-информация. Это книга-состояние. Книга-вдохновение. И читать ее можно сколько угодно раз, пласт за пластом открывая для себя все новые подтексты и вдохновляясь становиться еще лучше как родитель или воспитатель.

В будущих статьях я хочу привести несколько глав, которые больше всего меня впечатлили и показались особенно полезными. А пока поделюсь несколькими цитатами, через которые можно получить впечатление и о книге, и о ценностях автора.

Я ваш ребенок. У меня нет земного посоха. Дайте мне воспитание, оно и станет моим посохом. Только примите мои условия:

– Во мне свой путь, не навязывайте ваш.

– Во мне свой характер, не ломайте его.

– Наполняйте меня светом, озаренным щедростью.

– Воспитывайте в свободе, ограненной мудростью.

– Вооружайте знаниями с любовью к жизни.

– Воспитывайте чувства под водительством разума.

– Воспитывайте разум под водительством сердца.

Он – наш Ребенок.

А мы – его родители – Отец и Мать.

Можно и так сказать: Папа и Мама.

“Наш” – не значит, что он наша собственность. Это значит, что Творец доверил его нам, чтобы помочь Путнику Вечности найти свой Путь. Так начинается наше служение, которое называется священным словом: ВОСПИТАНИЕ.

Мы – родители – соработники у Творца в воспитании вновь пришедшего на Землю Человека.

К чему же мы его устремим?

Мы будем осторожны, ибо знаем, что он уже устремлен.

К чему – он эту загадку несет в себе.

Но мы поможем, чтобы его устремление не сбилось с пути.

И направим его на утверждение в жизни Прекрасного, на возвеличивание в жизни Блага, на проявление Великодушия, на торжество Любви.

Мы мечтаем, чтобы воспитать его Благородным Человеком.

Правда, очень необычно и вдохновленно? Для скептично настроенных хочу добавить, что для Шалвы Амонашвили это – не просто красивые слова. За этой верой в совершенный дух, стремящийся к развитию, созиданию, любви стоит не только огромный путь в работе с детьми, но и личный опыт – как ребенка, как отца, как деда. В “Балладе о воспитании” можно встретить такие личные вставки, которые не могут не тронуть за живое. Мне, например, очень запомнилась история “взрослой мужской беседы” с отцом (на момент этой взрослой беседы Шалва учился в младшей школе). Отец взял с него серьезное обещание – никогда не притрагиваться к сигаретам, – которое он пронес через всю жизнь.

А история мамы, ждущей его, уже подростка, поздно вечером… Мама не может спать, ждет его, штопает при свете тусклой лампы его носки. И – ни слова претензии в его адрес (“никогда не ругала меня, не расспрашивала, а только грустно улыбалась и уходила спать”). И вывод сына, спустя много десятилетий: “Сердце матери, материнское чувство знает мудрость о том, как воспитывать не любого Ребенка, а именно своего”.

В продолжение этой мысли приведу одну главу из книги, которая называется “Мудрость воспитания“. Она как раз о том, что умные теории и специально разработанные подходы блекнут перед родительской интуицией, родительским чувством, пониманием того, как вести себя со своим ребенком. Но такое родительское чувство приходит не к каждому, его надо пробудить и поддерживать в себе. Как? Читаем оригинал:

Мудрость воспитания наших детей даётся нам от рождения. Она хранится в сердце нашем. Постичь её можно только родительским чувством. Именно это чувство подсказывает нам, притом сразу, незамедлительно, как быть с Ребёнком в тех или иных сложных ситуациях. И не только в сложных ситуациях, но постоянно, когда находимся рядом с Ребёнком. Сердце подскажет слово с соответствующей интонацией, намекнёт, что нам делать и в каких формах. И наши воспитательные шаги, как правило, будут верными.

Важно также следующее обстоятельство. Наши педагогические подходы к Ребёнку, во-первых, будут естественными составными нашего образа жизни (они родятся внутри этой жизни); во-вторых, в нас будет понимание Ребёнка, его сиюминутного состояния, и будут исполнены они нами с внутренним призывом к сотрудничеству.

И, в общем, в нас будет рождаться гуманная педагогика, а не авторитарная, силовая. Это будет педагогика материнского сердца, это будет отцовская мудрость воспитания.

Бывают случаи, когда молодые родители, не имея специального педагогического, а, возможно, никакого другого образования, кроме средней школы, и не зная об умных книгах о воспитании, тем не менее, растят прекрасных детей. А вот другие родители, может быть, даже профессора педагогического дела, не справляются со своими детьми, не могут обойтись без криков, принуждений, а их детям недостаёт воспитанности. Как это может получаться?

Опять возвращаемся к родительскому чувству и мудрости сердца. Если в нас это чувство пробудилось, то к нам придёт мудрость воспитания, и тогда чтение умных педагогических книг умножит в нас мудрость. Но если родительское чувство в нас не пробудилось, то нам не достанется мудрость нашего сердца. Мы можем знать все теории о воспитании, но их применение без участия родительского чувства не всегда порадует нас своими последствиями.

Как же тогда нам пробудить в себе родительское чувство? Мы должны хотеть иметь Ребёнка. Мечтаем о нём. В нашем воображении представляем, как мы его лелеем, как нежно любим, как ухаживаем, какая будет у нас дружба и взаимопонимание.

Эти наши искренние устремления к материнству и отцовству есть путь пробуждения родительского чувства.

Мы должны очень хотеть Ребёнка не для собственных благ, а для него самого, для того, чтобы мир получил через нас Благородного Человека. Но мы должны стараться облагораживать себя, чтобы сделаться достойной мамой, достойным папой для своего будущего Ребёнка. И тогда сердце откроет нам мудрость воспитания.

Нам нужно будет заниматься своим облагораживанием и после рождения Ребёнка. Нужно будет беречь в себе наши чаяния и думать над тем, какая будет нужна мама, какой нужен будет папа нашему Ребёнку по мере его взросления. Он будет меняться, и нам тоже надо будет менять своё отношение к нему. Чтение мудрых книг о воспитании будет утончать наши устремления.

В таких заботах мы можем уберечь в себе родительское чувство на весь период воспитания Ребёнка, на всю жизнь. Так мы станем мудрыми родителями, а позже – лучшими воспитателями наших внуков и внучат. Но представим другое.

Женщина не хочет родить Ребёнка. Он ей в тягость. Нужно от него избавиться. Она относится к плоду враждебно, а он пока зреет в её утробе. В её воображениях рисуются картины, сколько чего она лишится в жизни из-за его появления. Она злится на него, ненавидит его. Отец будущего Ребёнка тоже считает, что он ограничит его свободу… И в этих озлобленных переживаниях рождается Ребёнок.

У этой мамы сердце для Ребёнка останется закрытым, она не сможет черпать из него мудрость воспитания. Материнское чувство покинет её. В ней не родятся воспитательные слова и интонации, улыбка и ласка, воспитательная колыбельная. Её забота о Ребёнке будет лишена воспитательных чувств.

Ребёнок, разумеется, воспримет такое к себе отношение собственной матери, воспримет ещё до рождения, и тоже закроется, отдалится от неё. Он будет взрослеть, а маме всё сложнее будет влиять на Ребёнка.

Только сила искреннего покаяния, только исповедь перед Ребёнком, только неимоверные усилия изменить себя, может быть, помогут маме, чтобы родной Ребёнок принял её и чтобы они стали родными друг для друга.

Эти рассуждения равносильно относятся и к папе.

Одна из главных идей этой книги хорошо выражена в одной из последних глав:

Как же нам быть в том случае, если мы сами несовершенны, но хотим, чтобы наш Ребёнок был совершенным? Есть такое прекрасное понятие – устремлённость. Мы можем быть несовершенными и, как правило, мы такие и есть. Но если мы устремимся к лучшему, в этом устремлении можем воспитать в Ребёнке лучшие качества. Если же мы не хотим себя совершенствовать, наши воспитательные старания то и дело будут терпеть неудачу. Без нашей устремлённости к самосовершенствованию педагогические аксиомы слабеют, теряют смысл и жизненность. Смысл же их в том, что:

Воспитывая – воспитываемся сами.

Образовывая – образовываемся сами.

Уча – учимся.

Кому-то кажется, что педагогика – наука о воспитании детей взрослыми. Это не совсем так. Подлинная правда в том, что в педагогическом процессе Взрослый и Ребёнок – это единое самовоспитывающееся и саморазвивающееся целое, внутри которого они друг для друга и воспитатели, и воспитанники, и учителя, и ученики. Разница между ними в том, что Взрослый действует сознательно, а Ребёнок – в силу своей духовной и естественной природы.

Лично для меня эта идея – одна из ключевых в своих собственных подходах к воспитанию (и об этом я часто пишу в блоге). Развиваться, двигаться вперед, жить высшими ценностями. И даже если не всегда это получается так, как “в идеале”, важно, что есть устремленность, есть шаги в этом направлении. И есть вдохновляющий образ. Немного об этом образе я писала в статье “История имени нашего ребенка“.

Подводя итог, хочу порекомендовать эту книгу каждому родителю. Пусть она вдохновляет Вас! Окрыляет! Вызывает очищающие слезы и улыбку умиления! Дает веру и силы идти родительским путем, быть сотворцами! А главное – отогревает сердце!

P.S. Книгу Шалвы Амонашвили “Баллада о воспитании” можно скачать в Интернете (например, здесь). Или приобрести в составе книги “Искусство семейного воспитания”.

OZON.ru - Книги | Искусство семейного воспитания | Ш. Амонашвили OZON.ru – Книги | Искусство семейного воспитания | Ш. Амонашвили

 

Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи.
Лучшие статьи – с доставкой на дом!

Введите e-mail:
Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

    Комментарии

  • 15:49
    Ответить

    Вот я все время удивляюсь – почему в университете педагогика была наискучнейщим предметом? Я ненавидела ее. Почему же там в программе таких авторов не предлагали? Ведь это настоящий поэт! Спасибо за новое имя в списке для прочтения :)

    • 15:49
      Ответить

      Да, у меня тоже после курса педагогики остались не самые лучшие воспоминания – и ничего конкретного. Про Шалву Амонашвили я сама узнала только пару лет назад. Точное ты сравнение сказала – ПОЭТ! Поэтому и “баллада”, а не “методическое руководство” (или что-то подобное).

      • 15:49
        Ответить

        Ольга,
        Борис Павлович Никитин – Вам такой известен?
        Его первая книжка-брошюра “Правы ли мы?”
        он её в соавторстве с женой написал.

        • 15:49
          Ответить

          Про Б.П. Никитина я слышала, немного читала О нем. Но его собственные книги не читала. Рекомендуете?

          • 15:49
            Ответить

            Ту книжку-брошюру, которую я упомянул, прочитал в 14 лет и … сразу начал воспитывать своих родителей, что они меня неправильно воспитывают.
            Именно советы из этой книжки как основа, как кирпичик и легли в основу моего взаимодействия с детьми, в общем своих, а особенно сыновей воспитывал во многом благодаря советам Бориса Павловича и его жены. (О том насколько это верно будет видно по моим внукам.) Недавно, в интернете нашел интерьвю с его младшей дочерью, я бы хотел, чтобы мои дочери были на неё похожими (внутренне).

            • 15:49
              Ответить

              Спасибо, Алексей, за рекомендации!

  • 15:49
    Ответить

    А у нас – точно помню – говорили про Амонашвили. И не только о нем. Все-таки все от преподавателя зависит. И скуки на педагогике я не испытывала… А еще – от личной заинтересованности студента. Заинтересовался – почитай подробнее, и не только учебник, а конкретную работу педагога… Ведь талантливых педагогов много. И их труды с их огромным опытом гораздо интереснее читать, чем скучный учебник…

    • 15:49
      Ответить

      А меня, помню, было такое парадоксальное впечатление: нам рассказывали о том, как важно заинтересовывать учеников… и всё это говорилось монотонным голосом и слегка картавя…

    • 15:49
      Ответить

      “… Ведь талантливых педагогов много …”

      милая Катюша, простите, что влез, но …,
      Вы говорите, как Вам хотелось бы, чтобы было или как на самом деле?
      На мой (мне кажется) всё-таки реалистичный взгляд, талантливых педагогов мало, так же, как мало талантливых физиков, талантливых врачей, талантливых уборщиц (да, да – не шучу), талантливых следователей, талантливых пап, талантливых мам, талантливых бабушек, как тёщь, так и свекровей, при этом талантливых свекровей гораздо больше, так ведь? :), всё-таки их мало – талантливых, но они во многом и есть ориентиры для нас.

      • 15:49
        Ответить

        Да, никто этого количества не подсчитает, да критерии талантливости подчас субъективны. Главное, что талантливые педагоги есть (равно как и в других профессиях). И Вы правы, Алексей, что это те самые ориентиры, с которых стоит брать пример.

  • 15:49
    Ответить

    Как верно вы сказали про университетскую педагогику… Меня очень затронули приведенные отрывки. Оля, спасибо! Я обязательно поищу книгу и почитаю. Ведь педагог живет в каждом родителе…

    • 15:49
      Ответить

      Мила, я в конце статьи дала ссылки, где можно найти книгу. Она вся такая “трогающая”. Я просто слезы утирала постоянно, когда ее читала!

    • 15:49
      Ответить

      “Ведь педагог живет в каждом родителе…”

      Абсолютно верно!
      Абсолютно!
      В каждом сотом родителе – живёт педагог.
      А может … в каждом двухсотом.
      Хоть бы мне ошибиться, хотя бы в два раза.
      Хотя бы.
      :(

      • 15:49
        Ответить

        спорное утверждение… Учитывая, что рождение потомства – это одна из основных функций, заложенных в нас Природой/Творцом, логично предположить, что и потенциальный педагог/воспитатель заложен в каждом. Другое дело – превратить потенцию в реальность.

        • 15:49
          Ответить

          “… логично предположить, что и потенциальный педагог/воспитатель заложен в каждом.”

          Вы совершенно правы – заложен, и действительно, скорее всего – в каждом,
          но только – заложен.

          Сколько зёрнышек порождают растения?
          Сколько из них попадают в воду?
          Сколько из них попадают на камни?
          Сколько из них попадают в другую средУ, в которой из них гарантировано ничего не родится?
          Сколько из них попадают в землю?
          Да и попав в землю, сколько из них
          превратятся в растения, которые затем
          породят зёрнышки и …
          На биологии нам говорили об этом,
          я не помню цифры, но что разница огромная – помню.
          А дети-то не зёрнышки, их – жалко, особенно тех в чьих родителях педагоги заложены.
          Заложены и только.
          Вот и проблема – сколько таких, в которых «и только»?

          • 15:49
            Ответить

            А как Вы считаете, можно как-то помочь родителям пробудить эту заложенную в них природу?

  • 15:49
    Ответить

    Не читала этого автора, уже скачиваю на электронную книгу. Ольга, спасибо!

    • 15:49
      Ответить

      Ксения, буду рада, если поделишься впечатлениями. Книга действительно очень необычная.

  • 15:49
    Ответить

    Оля, спасибо за знакомство с хорошей книгой. В ней правда, судя по приведенным тобой цитатам, есть многое и от Януша Корчака, и от Соловейчика, и от многих других. Но такая компиляция идей ничуть не повредит пытливому родителю.

  • 15:49
    Ответить

    Тоже впервые слышу про этого автора. Но, прочитав отрывки, уже влюбилась в эту книгу. Спасибо за отзыв, я теперь тоже ее обязательно прочту.

  • 15:49
    Ответить

    Удивительно,
    я не большой путешественник по интернету,
    но надо же – на этом сайте книги по педагогике обсуждают,
    не то как восстановить фигуру после беременности,
    а книги по педагогике.
    И это в наше время,
    обалдеть!
    Низкий поклон – организатору.
    :)

  • 15:49
    Ответить

    Такие авторы книг по воспитанию детей
    в учётом всех этих веяний –
    И.Я.Медведева и Т.Л.Шишова
    встречались?
    Ваше мнение?

    • 15:49
      Ответить

      Нет, про этих авторов не слышала. Вы рекомендуете их почитать?

      • 15:49
        Ответить

        У моей жены, уже лет 10 настольная книга: И.Я.Медведева и Т.Л.Шишова “Книга для трудных родителей. Блиц-педагогика”
        Книга называется именно так.
        Из многих книг, этих двух единомышленниц, эта, как бы основная, по отзывам моей половины, с неё надо начинать знакомство с их творчеством.

        • 15:49
          Ответить

          Благодарю, поищу в Интернете!

  • 15:49
    Ответить

    Ольга, спасибо за ценную информацию. Баллада очень понравилась, нам действительно есть чему поучиться и нужно учиться всю жизнь.

  • 15:49
    Ответить

    Под Вашим вопросом не было кнопки “Ответить”,
    поэтому отвечаю так:

    Ольга Бардина пишет:

    19 Май 2013 в 14:11

    А как Вы считаете, можно как-то помочь родителям пробудить эту заложенную в них природу?

    Вопрос первый (прошу не смеяться, это серьёзно) – а они (родители), вообще-то понимают о чём идет речь? Да, да Ольга, Вы и не догадываетесь, что есть (и не мало) человеков, которые вообще не понимают о чём идёт речь, например смысл нашего с Вами разговора. (Казалось бы, что непонятного в статье “Оставь тревоги на пороге”? А одна мама отозвалась -“Какая то вода ни о чем”. Каково?)

    Вопрос второй – а они (родители) этого хотят?

    Вопрос третий – (при положительном ответе на первые два) – что они готовы для этого сделать или чем они готовы пожертвовать для этого?

    Допустим – понимают, хотят, готовы.

    Вопрос четвёртый – что они хотят видеть в конце концов, что для них результат их педагогической деятельности?

    Подвопрос – а то, что они хотят получить в результате своих усилий, будет ли совпадать с Вашим представлением о результате воспитания?
    Т.е., то что они считают добром для своих детей совпадёт с Вашим пониманием добра? А с моим? А с пониманием добра, например, Машей Распутиной?
    Или, то что они считают злом для своих детей совпадёт с Вашим пониманием зла? А с моим? А с пониманием родителей, которые будут смотреть на Вас широко открытыми от удивления глазами с вопросом – а что, разве это плохо?

    Какие ещё к Вам могут быть встречные вопросы?

    • 15:49
      Ответить

      Конечно, субъективности в этом вопросе очень много. Все-таки не гайки на заводе делаем, а детей (живых, уникальных) воспитываем.
      Но если бы все опирались только на личные представления о добре-зле-воспитании и т.п., то не было бы ни педагогики как науки, ни книг о воспитании (в том числе, таких, о которых Вы пишете). Всё же, на мой взгляд, вклад может быть в том, чтобы люди, готовые собирать, осмысливать опыт родительства и воспитания, несли бы в мир свои идеи. Это может породить размышления в других людях, которые до этого не задумывались о тех или иных вопросах.
      Например, книги Шалвы Амонашвили (а с него-то и началось обсуждение) – очень достойный пример книг-вдохновителей.

  • 15:49
    Ответить

    Я после БАЛЛАДЫ все книги этого автора прочитала, которые смогла найти в электронном виде. http://nsportal.ru/gp/knigi-po-gumannoi-pedagogike-amonashvili-sha

    очень вдохновенно.

    Я не педагог, я молодая мама, которая пытается осилить педагогику и пытаюсь “пробудить в себе заложенную природу” (как сказано выше) мудрого родителя. Очень мне пригодились отзывы других мам. Хорошо когда есть возможность какие книги наибольшим образом влияют родительское видиние воспитания детей. Вот здесь хорошая подборка, читаю практически все подряд и все нравиться и впечатляет
    lady-caffee.com/viewtopic.php?f=73&t=44

    • 15:49
      Ответить

      Спасибо за комментарий и за подборку. Согласна, что часто самые ценные жемчужины (книги, фильмы) находятся именно благодаря рекомендациям.

  • 15:49
    Ответить

    Оля, пришла к тебе из гугла в поисках книг Амонашвили)) Информации много в сети, и почему-то только сейчас до меня дошло это имя! Значит -время пришло..

    • 15:49
      Ответить

      Вот как интересно и загадочно устроен мир. Я тоже периодически попадаю в такую волну, что у самой аж дух захватывает, как все чудесным образом складывается.

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

21 октября 2017
Ольга Бардина
Осваиваю тета-хилинг и приглашаю на консультации
Спасибо, Оля! Я все-таки погрузилась в эту сферу и готова делиться :)
20 октября 2017
Оля Иноземцева
Осваиваю тета-хилинг и приглашаю на консультации
Как интересно! Поздравляю с этим начинанием - желаю успехов!!