Духовный подъем через образование (часть 1)

духовный подъем через образованиеК этой статье-размышлению меня подтолкнули два источника, появившиеся в поле моего зрения почти одновременно. С одной стороны, это книга Шри Шри Рави Шанкара “Познай своего ребенка”, о которой я писала в прошлой статье. А с другой стороны, бурная и интересная дискуссия в сообществе “Блоги Мам” на тему “Чему не учат в школе, а надо бы?”. И поскольку это такая тема, в которой вряд ли можно прийти к единственно верному ответу, в этой серии статей я хотела бы поделиться именно своими размышлениями… нет, скорее даже мечтами о том, какой в идеале (субъективно моем :) ) должна быть система образования.Начну с цитат из книги Шри Шри Рави Шанкара, в которой одна из глав так и называется “Духовный подъем через образование”. Поскольку книга пока распространена не очень широко, процитирую ее обширно, чтобы сложилось ясное представление о позиции автора:

“Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получил хорошее образование и придерживался определенных ценностей в жизни. Всем родителям хочется, чтобы их дети были счастливы и обеспечены. Но, видимо, в процессе воспитания и обучения детей где-то потерялось важное звено, ведущее к счастью. Как красиво улыбается младенец или маленький ребенок! Он полон радости и дружелюбия. Но к тому времени, когда ребенок вырастает и идет в школу и институт, его радость, невинность и красота теряется. Нам действительно нужно поразмыслить, как сохранить в детях эти качества, даже когда они взрослеют.

Дети в школах и институтах заводят всего четверо-пятеро друзей. Врожденная склонность к приобретению друзей где-то потерялась за эгоистичным получением образования. В то время как настоящим признаком успеха является улыбка, доброжелательность, сострадание и желание служить друг другу.

Интересно, что структура атома и человеческого сознания, ума, схожи между собой. Протоны и нейтроны находятся в центре, в ядре, а отрицательно заряженные частицы, электроны – на орбите ядра. То же самое в человеческой жизни. Недостатки и порочность присутствуют лишь на периферии. В самом центре любого существа, каждого человека и личности, находятся достоинства и добродетели. Не нужно ничего специально делать, чтобы развить добродетели, нужно только взрастить то, что уже есть, – нужны программы и решения, которые помогут молодым людям цвести и сиять.

Результатом системы образования должны стать “широкие взгляды” и “горячее” сердце. По-настоящему хорошо образованный человек не будет смотреть свысока на менее образованного, он будет дружелюбен, сострадателен и может быть “никем” со всеми. Тепло, которое в результате наполняет атмосферу, стоит того, чтобы к нему стремиться и поддерживать его в жизни.

В нашем мире только образование может дать широкое мультикультурное и многоконфессиональное видение. Это должно стать целью в воспитании наших детей. Даже если одна крохотная часть планеты останется в невежестве, то мир не будет безопасным. Поэтому сегодня всем крупным мыслителям и блестящим умам нашего общества стоит задуматься об этом и распространять знания о человеческих ценностях, широких взглядах и горячем сердце.

Очень важно понимать, что образование не означает просто загружать наших детей полезной информацией, его предназначение в том, чтобы сделать из них прекрасных граждан этой планеты.

образованиеСовременная система образования обязательно должна меняться в соответствии с реалиями времени. Сегодня, например, уже не нужно запоминать наизусть таблицу умножения. И если в наших школах и институтах следуют устаревшим методам обучения, то это пустая трата времени. Мы тратим многие часы на то, чтобы выучить наизусть “Илиаду” и Шекспира, но это устаревший английский, который ложится лишним грузом на детей. Поэтому из-за устаревших методик преподавания наше общество впустую растрачивает интеллектуальные способности и потенциал детей.

Из-за существующей нагрузки, ко времени поступления в институт ребенок уже изможден. Он таскает на себе учебники – огромную стопку книг по несущественным предметам, зачастую абсолютно не нужным для него. В то время как хорошая система образования должна делать акцент не на накопление как можно большего количества информации, а развивать творческий потенциал, прививать самоцважение.

духовный подъем через образованиеВ развитии личности помогут творческие методы обучения. Занятия спортом, а также медитация, йога и пранаяма могут стать долговременным решением. Очень хорошо добавить в расписание танцы и музыку. А также служение является еще одним замечательным аспектом воспитания: пойти и сделать что-то во благо других. Нужно уделять внимание всем аспектам человеческой жизни, и начинать лучше с самого раннего возраста.

Развивать чувство собственного достоинства и уверенности, ценить то, что имеем, и то, что мы можем сделать, – это тоже очень важно. Ведь если отнять у человека уверенность, то он ни на что не будет способен.

Насущной задачей также является поднятие доверия к сфере образования, углубление корней и расширение видения. Система образования не должна делать из людей фанатиков.

Правильное образование должно воспитывать ум, который был бы свободным, ничем не одержимым, без гнева по поводу прошлого и беспокойства о будущем. Насущная потребность общества состоит в такой системе образования, которая углубляла бы корни и давала бы свежие побеги на дереве, то есть сочетала бы древнее с новым, использовала как древние знания, так и современные инновации”.

Шри Шри Рави Шанкар “Познай своего ребенка”

 

Итак, основной вывод (с которым я полностью согласна): образование – это не только накопление знаний, информации, и даже не только освоение практически полезных умений и навыков. Прежде всего – это взращивание человеческих качеств. В этом плане, образование, образованность – это не только результат работы школ, институтов и других официальных структур. Это – результат сотрудничества семьи и общества. Но и отдавать все воспитательные функции исключительно на откуп семьи – неверная стратегия. Именно поэтому, в следующей части я бы хотела поговорить именно о том, какой могла бы быть сфера образования. Продолжение следует!

Читать: часть 2, часть 3

Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи.
Лучшие статьи – с доставкой на дом!

Введите e-mail:

 

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

    Комментарии

  • 6:29
    Ответить

    Ольга, с нетерпением жду следующей статьи! Меня тоже очень волнует этот вопрос…

    • 6:29
      Ответить

      Продолжение уже скоро…

  • 6:29
    Ответить

    Очень заинтриговали, Ольга, жду продолжения. Потому что с цитатми полностью согласна,старшему ребенку через пару лето придется столкнуться с системой образования, поэтому сейчас я активно изучаю возможные альтернативы и ситуацию в целом.

    • 6:29
      Ответить

      Продолжение уже опубликовано.

  • 6:29
    Ответить

    О да, человек должен оставаться счастливым и человечным. Это надо в нем взращивать с детства, а не притуплять.

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

10 января 2018
Татьяна
Как воспитать сына настоящим мужчиной
Очень ценные советы по воспитанию настоящего мужчины, многое сама делала интуитивно, но некоторые моменты стали для меня откровением. Обязательно учту, у меня как раз растет маленький джентльмен!
29 декабря 2017
Ольга Бардина
Мой выбор: самые лучшие книги, которые стоит прочитать
В трудные моменты многие из этих книг заменят долгие походы к психотерапевту. После прочтения начинаешь чувствовать себя более устойчиво даже перед лицом трудностей.