Духовный подъем через образование (часть 1)

духовный подъем через образованиеК этой статье-размышлению меня подтолкнули два источника, появившиеся в поле моего зрения почти одновременно. С одной стороны, это книга Шри Шри Рави Шанкара “Познай своего ребенка”, о которой я писала в прошлой статье. А с другой стороны, бурная и интересная дискуссия в сообществе “Блоги Мам” на тему “Чему не учат в школе, а надо бы?”. И поскольку это такая тема, в которой вряд ли можно прийти к единственно верному ответу, в этой серии статей я хотела бы поделиться именно своими размышлениями… нет, скорее даже мечтами о том, какой в идеале (субъективно моем :) ) должна быть система образования.Начну с цитат из книги Шри Шри Рави Шанкара, в которой одна из глав так и называется “Духовный подъем через образование”. Поскольку книга пока распространена не очень широко, процитирую ее обширно, чтобы сложилось ясное представление о позиции автора:

“Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получил хорошее образование и придерживался определенных ценностей в жизни. Всем родителям хочется, чтобы их дети были счастливы и обеспечены. Но, видимо, в процессе воспитания и обучения детей где-то потерялось важное звено, ведущее к счастью. Как красиво улыбается младенец или маленький ребенок! Он полон радости и дружелюбия. Но к тому времени, когда ребенок вырастает и идет в школу и институт, его радость, невинность и красота теряется. Нам действительно нужно поразмыслить, как сохранить в детях эти качества, даже когда они взрослеют.

Дети в школах и институтах заводят всего четверо-пятеро друзей. Врожденная склонность к приобретению друзей где-то потерялась за эгоистичным получением образования. В то время как настоящим признаком успеха является улыбка, доброжелательность, сострадание и желание служить друг другу.

Интересно, что структура атома и человеческого сознания, ума, схожи между собой. Протоны и нейтроны находятся в центре, в ядре, а отрицательно заряженные частицы, электроны – на орбите ядра. То же самое в человеческой жизни. Недостатки и порочность присутствуют лишь на периферии. В самом центре любого существа, каждого человека и личности, находятся достоинства и добродетели. Не нужно ничего специально делать, чтобы развить добродетели, нужно только взрастить то, что уже есть, – нужны программы и решения, которые помогут молодым людям цвести и сиять.

Результатом системы образования должны стать “широкие взгляды” и “горячее” сердце. По-настоящему хорошо образованный человек не будет смотреть свысока на менее образованного, он будет дружелюбен, сострадателен и может быть “никем” со всеми. Тепло, которое в результате наполняет атмосферу, стоит того, чтобы к нему стремиться и поддерживать его в жизни.

В нашем мире только образование может дать широкое мультикультурное и многоконфессиональное видение. Это должно стать целью в воспитании наших детей. Даже если одна крохотная часть планеты останется в невежестве, то мир не будет безопасным. Поэтому сегодня всем крупным мыслителям и блестящим умам нашего общества стоит задуматься об этом и распространять знания о человеческих ценностях, широких взглядах и горячем сердце.

Очень важно понимать, что образование не означает просто загружать наших детей полезной информацией, его предназначение в том, чтобы сделать из них прекрасных граждан этой планеты.

образованиеСовременная система образования обязательно должна меняться в соответствии с реалиями времени. Сегодня, например, уже не нужно запоминать наизусть таблицу умножения. И если в наших школах и институтах следуют устаревшим методам обучения, то это пустая трата времени. Мы тратим многие часы на то, чтобы выучить наизусть “Илиаду” и Шекспира, но это устаревший английский, который ложится лишним грузом на детей. Поэтому из-за устаревших методик преподавания наше общество впустую растрачивает интеллектуальные способности и потенциал детей.

Из-за существующей нагрузки, ко времени поступления в институт ребенок уже изможден. Он таскает на себе учебники – огромную стопку книг по несущественным предметам, зачастую абсолютно не нужным для него. В то время как хорошая система образования должна делать акцент не на накопление как можно большего количества информации, а развивать творческий потенциал, прививать самоцважение.

духовный подъем через образованиеВ развитии личности помогут творческие методы обучения. Занятия спортом, а также медитация, йога и пранаяма могут стать долговременным решением. Очень хорошо добавить в расписание танцы и музыку. А также служение является еще одним замечательным аспектом воспитания: пойти и сделать что-то во благо других. Нужно уделять внимание всем аспектам человеческой жизни, и начинать лучше с самого раннего возраста.

Развивать чувство собственного достоинства и уверенности, ценить то, что имеем, и то, что мы можем сделать, – это тоже очень важно. Ведь если отнять у человека уверенность, то он ни на что не будет способен.

Насущной задачей также является поднятие доверия к сфере образования, углубление корней и расширение видения. Система образования не должна делать из людей фанатиков.

Правильное образование должно воспитывать ум, который был бы свободным, ничем не одержимым, без гнева по поводу прошлого и беспокойства о будущем. Насущная потребность общества состоит в такой системе образования, которая углубляла бы корни и давала бы свежие побеги на дереве, то есть сочетала бы древнее с новым, использовала как древние знания, так и современные инновации”.

Шри Шри Рави Шанкар “Познай своего ребенка”

 

Итак, основной вывод (с которым я полностью согласна): образование – это не только накопление знаний, информации, и даже не только освоение практически полезных умений и навыков. Прежде всего – это взращивание человеческих качеств. В этом плане, образование, образованность – это не только результат работы школ, институтов и других официальных структур. Это – результат сотрудничества семьи и общества. Но и отдавать все воспитательные функции исключительно на откуп семьи – неверная стратегия. Именно поэтому, в следующей части я бы хотела поговорить именно о том, какой могла бы быть сфера образования. Продолжение следует!

Читать: часть 2, часть 3

Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи.
Лучшие статьи – с доставкой на дом!

Введите e-mail:

 

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

    Комментарии

  • 6:29
    Ответить

    Ольга, с нетерпением жду следующей статьи! Меня тоже очень волнует этот вопрос…

    • 6:29
      Ответить

      Продолжение уже скоро…

  • 6:29
    Ответить

    Очень заинтриговали, Ольга, жду продолжения. Потому что с цитатми полностью согласна,старшему ребенку через пару лето придется столкнуться с системой образования, поэтому сейчас я активно изучаю возможные альтернативы и ситуацию в целом.

    • 6:29
      Ответить

      Продолжение уже опубликовано.

  • 6:29
    Ответить

    О да, человек должен оставаться счастливым и человечным. Это надо в нем взращивать с детства, а не притуплять.

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

21 августа 2017
Ольга (Время пения)
Как креативно сообщить мужу о беременности?
Мне понравилось про фотографию на рабочем столе компьютера. Я так и представила...))) Интересные идеи!
21 августа 2017
Вкусые подарки
Как правильно наказать ребенка за непослушание?
Для женщины беспроигрышный вариант - это посуда.