Духовный подъем через образование (часть 2)

духовный подъемВ прошлой статье мы поговорили о том, что самой важной задачей образования является не столько передача знаний, сколько взращивание человеческих качеств. В продолжение этой темы мне хотелось бы поразмышлять немного о том, как к этому прийти и возможно ли это. Возможно, эти размышления покажутся вам очень утопичными, и всё же предлагаю немного отпустить внутреннего контролера и представить “как если бы…”.

Когда я думала об этой теме, меня посещали не только революционные идеи, но и не самые радужные вопросы: Каковы цели системы образования? Какое общество оно хочет получить? Нужен ли государству реально духовный подъем? или выгоднее иметь общество потребителей?

Приходится признавать, что система образования (прежде всего я имею в виду школу/вуз) подчиняется требованиям и заказу государства. И если государство нацелено на создание потребительского общества, то отдельные попытки педагогов-энтузиастов будут в этой системе растворяться как капля в море. Да, они могут раскрыть сердца своих ближайших подопечных – не даром во все века ценили Педагогов с большой буквы. Но перемены на уровне всего общества возможны только в том случае, если произойдет перестройка всей системы (и прежде всего – целей и ценностей тех, кто стоит у руля).

Или всё же возможна трансформация общества через усилия и осознанность отдельных Учителей и Учеников? Оставлю пока этот вопрос без ответа…

На мой взгляд, чтобы образование стало источником духовного подъема общества, очень важно:

пропитать всю атмосферу школы принципами нравственности, чистоты, осознанности. Пропитать – не значит развесить по стенам агитационные плакаты. Прежде всего, это непростая задача для учителей – стать живыми образцами этих принципов. А сопутствующим фоном должно стать состояние гармонии, счастья, мудрости – чтобы за ними по-настоящему хотелось следовать.

сотрудничество- научить детей сотрудничеству. Сейчас больший акцент делается на соперничество, стремление “стать первым”, “добиться большего”, без учета того, какими средствами это достигается. Привить вкус к сотрудничеству можно только в совместной деятельности, причем не только учебной, но и досуговой. Кстати, речь идет не только о сотрудничестве между учениками, но и о сотрудничестве учителей с своими подопечными.

научить ценить такие “не относящиеся к школе” ценности, как семья, родители, дети, здоровье. Давать полное представление о важных жизненных сферах и научить их балансировать (сейчас идет сильный перекос в сторону учеба-работа-деньги/карьера – и многие дети не задумываются о том, как это скажется на их здоровье, личных отношениях, деторождении и заботе о доме).

индивидуальность- видеть индивидуальность ребенка, его уникальные способности, склонности – и учитывать это при выборе тем и формата образования. Целью должно стать максимальное раскрытие творческих возможностей человека (а они есть у каждого, но в разных формах). В идеале, обучившись в такой школе, ребенок уже не испытывает сложностей с выбором профессии, поскольку имеет ясное представление о себе и свободен от комплексов, что одна профессия лучше другой.

привить вкус к здоровому образу жизни. Речь идет не о физкультуре два раза в неделю. Речь – о том, чтобы регулярные физические нагрузки, здоровое питание, трезвость стали естественной частью жизни – не вынужденной, из-под палки, а осознанной – с ясным пониманием, для чего это нужно.

– и наконец (уже ближе к тому, что мы привыкли ждать от школы), научить детей черпать знания везде. Жить с открытым и гибким умом, защищенным при этом сильным разумом (см.пункты выше). Образование не заканчивается на выпускном вечере; вся жизнь – это источник для познания и развития. И подготовить ученика самостоятельно пить из этого источника – еще одна задача для системы образования.

Как вам такой подход? Буду рада услышать ваши мнения и комментарии.

А для тех, кому такая картина кажется чересчур утопичной, хочу предложить знакомство с одной школой, для которой это всё – не пустые слова, а важнейшие принципы. Подписывайтесь на обновления, продолжение следует!

 

Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи.
Лучшие статьи – с доставкой на дом!

Введите e-mail:
Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

    Комментарии

  • 6:38
    Ответить

    *возможна трансформация общества через усилия и осознанность отдельных Учителей и Учеников? * – капля камень точит (с)

  • 6:38
    Ответить

    Красивый подход. Я не считаю его утопичным, потому что, как говорит один уважаемый мною человек “кто если не я” будет это делать. Все начинается с нас самих, с этих энтузиастов-учителей, с семьи, из которой выходят и ученики “новго поколения” и будущие учителя. Конечно, кардинально общество не изменить. Всегда будет “темная сторона”, мне кажется, это неизбежно. Но повысить общий уровень духовности в обществе – это вполне реально.

  • 6:38
    Ответить

    про здоровый образ жизни, впрочем, как и другие ценности, надо больше своим примером воспитывать

    • 6:38
      Ответить

      Я, в целом, тоже придерживаюсь мнения, что личный пример крайне важен. Но для подросших детей, которые большую часть времени проводят вне дома, без родителей, не менее важно и то окружение, в которое они попадают – влияние учителей, сверстников. Да и вообще, той среды, тех ценностей, которые сложились в школе.

  • 6:38
    Ответить

    Правильный подход. И он находит отклик в моей душе. На мой взгляд, все это возможно. Только первый пунктик может быть утопичным. Остальные же можно легко реализовать, не входя в конфликт с системой. По-моему, важно, чтобы у руля школы стоял Человек с большой буквы, а не просто руководилишка процессом, тогда и Педагоги у него будут такие, и принципы эти все будут жить и пропитывать школу.

    • 6:38
      Ответить

      Вот он вопрос – взращивания сильных (по-настоящему) лидеров, которые встанут у руля разных систем и организаций – от образования, до политики.

  • 6:38
    Ответить

    Это все красиво, но при современном положении вещей – вряд ли возможно сделать на уровне всей системы образования. Банально потому-что за такие гроши, которые платят учителям и те условия бюрократические, которые им предлагают в школе (писать конспекты уроков, заполнять всякие журналы – от классных до всяких методических, большинство из них для галочки, но без этого тебе не дадут читать уроки), я уже молчу о программе, в которой прописано, что ребенок должен знать за урок-семестр-год. Проучившись 5 лет в педагогическом, я поняла – что современное образование в школе-вузе наших стран – это, простите, геморрой! Если хочешь чему-то научить – учись сам. Детей легче и лучше мотивировать своим собственным примером развития. Когда ты лично не сидишь в инете в тех местах, которые запрещаешь ребенку. Все начинается с родителя – можно в какой-то момент жизни простить государству 10 лет школы и 5 вуза и взяться за свое личное образование, а там глядишь, если все так поступят, что-то и в обществе измениться. Но пока – государство не заитересовано в том, чтоб воспитывать здоровое общество. Это то, что я сейчас вижу(

    • 6:38
      Ответить

      Я тоже несколько лет проработала в вузе. И очень быстро разочаровалась, видя проблемные места именно системы (которую одним щелчком не поменяешь). Но, с другой стороны, вспоминая свой опыт обучения и в школе, и в вузе, могу вспомнить разницу в ощущениях, когда попадаешь на занятия к неравнодушному преподавателю, который “болеет” своим делом и детьми, и когда становишься “просто объектом педагогической деятельности”. Значит, все же можно что-то сделать, даже индивидуальными усилиями. Хоть и не изменить всю систему целиком, но для отдельного ребенка такой педагог может изменить многое.
      А про родителей и их развитие – полностью поддерживаю.

      • 6:38
        Ответить

        Да, но этих учителей таких – капля в море. Мне нравиться, что сейчас я – взрослая и могу выбирать к кому идти, а к кому нет. Например, вебинары – сейчас очень много рассылок с предложениями, целые фестивали, где ты можешь за час-два понять, близок ли тебе человек, или он просто деньги зарабатывает. А у ребенка часто выбора нет, и приходиться терпеть год-два, десять, чтоб это все закончилось. Хорошо, когда нравиться, ладно, если не нравиться один-два учителя, а если они почти все? Я помню запугивания своих учителей, они же авторитеты – мы должны были их слушаться в том, что они нам транслировали. Запугивания косвенные – но их и дома полно: не будешь кушать, не вырастишь – это же абсурд, а таких идей каждый день сплошь и рядом. Так что я таки за то, что предлагает Ньюфелд в своей теории привязанности. Мы тоже родители – не идеальны, но если вот такие как вы – осознанные, которые ищут “истину”, нам важно быть тем самым учителем-слушателем-священником, если хотите, на пути ребенка, к которому он придет когда просто поговорить, когда посоветоваться. Главное не давить на него и не убеждать в своем, а просто любить и принимать в любой ситуации)

        • 6:38
          Ответить

          В теории привязанности, насколько я знаю, как раз такие идеи: сохранять доверие, эмоциональный контакт с ребенком – и в этом основная цель воспитания. Когда есть такое доверие, неформальность в отношениях, теплота, глубина – тогда и становишься учителем-слушателем-священником-психологом-другом-наставником – и все в одном лице. Другое дело, что и пронести это доверие через всю жизнь тоже не так-то просто…

          • 6:38
            Ответить

            Не просто, но моей маме как-то это удалось, правда и кучу комплексов мне наделать тоже удалось. Ммм…сейчас вспомнилась такая дама: Диля Еникеева, я немного листала ее книжку, она там постоянно говорит, как она с дочкой общается, все ей объясняет, и это их очень сильно сближает. Думаю, у нее как раз тот опыт, которому можно поучиться в плане как сохранить доверие на всю жизнь, или хотя бы до места, когда нужно отпустить ребенка во взрослую жизнь. Мы не можем за него все время решать, придет время, когда он вырастет, и будет сам за себя решать)

  • 6:38
    Ответить

    Мда…писала-писала, а оно меня выбило…
    Вообщем, по поводу современной школы – изменить на уровне государства – навряд ли получиться, так как государство не заинтересовано в развитии гармоничной личности, о чем прописано в учебниках по педагогике, которые я 5 лет изучала в универе. За те деньги, которое получают учителя, только те, которые по призванию – могут работать, те, кого мужья или кто-то еще обеспечивает нормальным существованием. То, что учителям большую часть сейчас приходиться проводить за составлением планов-конспектов уроков, разработок методичек и заполнением классных журналов – если не сделаешь – к урокам не допустят – эта бюрократия не дает возможности делать в полной мере то, чему призывает твоя профессия, потому-что, как оказывается, у учителей кроме школы, есть еще личная жизнь и семья, о чем никто не подозревает.

    Государство не заинтересовано, да и вряд ли будет в том, чтоб из школы выходили осознанные люди, чисто потому-что тогда не будет смысла той системы, которая пресует людей. Люди будут слишком умные, чтоб подчиняться тому, что требует государство.

    Вообще я считаю, если родитель хочет вырастить так сказать осознанного ребенка, начать нужно именно с себя. Не гнаться за огромными деньгами, чтоб оплатить своему дитяти достойное образование, если это мешает общению между ними, а самому быть примером, за которым захочется идти. Делать то, что пожелал бы, чтоб делал твой ребенок. Ведь дети учатся на примере родителей, в первую очередь. И не нужно будет переживать за современные учреждения, типа школ, и то, как они воспитывают вашего дитя, мне кажется, в наше время, когда образование легко можно получить с помощью интернета – школы – это те места, куда детей спихивают, потому-что хочется на кого-то еще переложить свою ответственность за развитие и становление своего ребенка.

    Почему это все нужно кому-то сделать, почему не каждому? Смысл учиться тому, чего не видишь в обществе?

    • 6:38
      Ответить

      Я бы все-таки не объединяла личность педагога и всю систему образования в целом. Личностный фактор очень важен. Как важен родительский пример (а не только обеспечение своего ребенка материальными или интеллектуальными ресурсами), также важен и пример педагога. Хорошие учителя есть, и будут. Конечно, было бы здорово, чтобы их работе и обстоятельства благоприятствовали (зарплата, функционал и т.п.), но пока этого нет – что делать? Бросать детей на произвол? Или всех отправлять на домашнее воспитание и обучение?

      • 6:38
        Ответить

        Я бы сказала, что все зависит от ребенка. Если он скажет, что хочет в школу – пусть идет, если в какой-то момент он захочет с нее уйти – помочь ему это сделать)Просто старая система образования себя уже изжила, а новую еще не придумали. Есть семейные клубы, где детки вместе, не на домашнем, но на более лояльном обучении. Нужно думать, в этом очень помогают дети, если мы их слушаем и слышим. Я помню отчетливо, как просила маму перевести меня в другую школу, но…она этого не помнит. Никто не виноват! Фишка в том, что мы часто не слышим, о чем нас просят наши дети и реально делаем как на днях вычитала: о том, что нужно детям родители выслушивают в лекциях и читают в книгах, и не обращают внимание на то, что они сами у родителей просят. Вот как-то так)

        • 6:38
          Ответить

          Ценное замечание: иногда, начитавшись книг, можно “слышать” только готовые варианты о том, что “на самом деле” надо ребенку. А в реальности у него могут быть совсем другие потребности.

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

21 октября 2017
Ольга Бардина
Осваиваю тета-хилинг и приглашаю на консультации
Спасибо, Оля! Я все-таки погрузилась в эту сферу и готова делиться :)
20 октября 2017
Оля Иноземцева
Осваиваю тета-хилинг и приглашаю на консультации
Как интересно! Поздравляю с этим начинанием - желаю успехов!!