Духовный подъем через образование (часть 3)

школа щетининаКак я и обещала, продолжаем тему духовного подъема через образование конкретным примером. В первой и второй части этого цикла статей я описывала общие принципы, которые, на мой взгляд, крайне важны в образовании: развитие духовно-нравственных качеств характера, жизненность получаемых знаний и умений, учет индивидуальных особенностей ребенка, сотрудничество и другие. Теперь хотелось бы перейти к примеру того, как это можно реализовать на деле. Реализуются эти принципы в уникальной, ни на что не похожей школе М.П. Щетинина. Помню, что когда я впервые узнала об этой школе (около года назад), меня настолько поразило то, что они делают, что несколько дней я с трудом засыпала, поскольку мои мысли были полностью там. Сегодня я хочу поделиться с вами именно той статьей, которая попала тогда мне в руки и так поразила. Автор ее – Александр Усанин (еще один потрясающий человек, имя которого уже не раз звучало у меня на блоге).

Приведу статью полностью, чтобы не упустить ни одной детали. А в конце вас ждут несколько фильмов об этой школе. Сразу скажу, что мое мнение о школе Щетинина складывалось пока только исходя из этой информации (лично мне там быть не доводилось). Хотя в сети можно встретить много противоречивых мнений (вплоть до того, что эту официально зарегистрированную государственную школу называют сектой). Впрочем, такая участь ждет каждого, кто оказывается экспериментатором, новатором и не боится идти против течения. Единственное, что меня (ка маму) сильно смутило, когда я пыталась ее примерить на себя, – это то, что обучение там организовано в форме интерната, то есть дети надолго разлучаются с родителями. В остальном, те принципы и приемы, которые реализованы в школе Щетинина, меня покорили. И не только замыслом, но и тем, что Щетинин и его команда находят в себе силы и вдохновение это реализовывать. В общем, не буду затягивать – читайте, смотрите. И, конечно же, делитесь комментариями. Что вы думаете о таком подходе? Знаете ли вы другие примеры новаторских школ, направленных на духовный подъем общества?

Школа будущего

ЩетининОт одного из специалистов министерства образования я однажды услышал, что если объединить подходы к образованию академиков Щетинина и Амонашвили, то мы могли бы получить совершенную образовательную систему. Вскоре мне довелось прочитать лекции и провести мастер-класс по кулинарии в школе Щетинина, как ее чаще всего называют, хотя официально она называется «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» (учреждение Российской академии образования).

Заслуженный учитель России, профессор, академик РАО, Михаил Петрович Щетинин, глядя на систему образования в школе, в 1979 году решил создать кардинально новую педагогическую систему и новые методы работы с детьми. Сначала его школа располагалась в станице Азовской, а с 1993 года она находится в поселке Текос, в живописных предгорьях Кавказа, в 14 километрах от Черного моря.

Что вам можно сказать? Лично я от всего сердца признателен этому самоотверженному человеку, который создал новую прогрессивную и и уникальную систему преподавания принципиально отличную от всего, что мы знали до этого. Дети в его школе учатся с той скоростью, с которой они могут учиться; они изучают предметы так, как им больше нравится их усваивать; в этой школе преподаватели — сами дети, и поэтому неудивительно, что результаты школы Щетинина многих просто ошеломляют.

Для чиновников и бюрократов сама школа Щетинина — нонсенс и головная боль, потому что она ясно доказывает, что шаблонный подход существенно тормозит их развитие, а также лишает преподавателей свободы творчества, «подрезая им крылья». Школа — самое тягостное воспоминание из моего детства, потому что материал, который я сразу же «схватывал» за пять минут, повторяли неделями. И с тоской думал: «Ну, какие же взрослые глупые!..   Если бы дали возможность мне самому изучить все учебники, я бы уже давно сдал все экзамены за десятый класс еще в третьем! Ломоносов же выучил курс десяти лет за два года, и ему дали диплом, — ну, а мы-то чем хуже? И учительница, которая все понимает, объясняет, что ей не разрешать дать нам больше знаний, чем позволит стандартный учебный процесс. Какая тупость!..» Поэтому с легким сердцем и с радостью я пишу вам о школе, в которой, наверное, хотел бы учиться каждый. Тем более, что результаты, которые получает Михаил Петрович Щетинин, более, чем впечатляющие: его воспитанники усваивают курс средней школы  зачастую не более, чем за два года. (!) В его школе было не редкостью, когда дети в 9-11 лет получали аттестат полного среднего образования (думаю, каждый бы им позавидовал!), а еще через пять лет дипломы двух ВУЗов. (Правда теперь, в связи с новым законом, ребенок не может получить аттестат полного среднего образования, если ему еще не исполнилось 14 лет).

В чем секрет и отличие методик образования в лицее Щетинина от методик стандартных общеобразовательных школ? Первым, самым главным отличием здесь является «метод погружения». В школах один предмет изучают в течение недели всего несколько раз, и в течение дня ученик изучает много самых различных предметов. И при этом учителя тратят большую часть урока на повторение пройденной ранее темы, на проверку усвоенного учащимися материала. Здесь ученики изучают один предмет непрерывно в течение нескольких дней, а иногда и неделю. Более того (сядьте прочно, держитесь за кресло!): за одно «погружение» ученики здесь проходят весь объем материала  по данному предмету, предназначенный для усвоения в средней школе за 11 лет! После каждого «погружения» проходит экзамен на уровне ЕГЭ с занесением результатов в сводную ведомость и в зачетную книжку — здесь система оценок подобна студенческой. Учебный отдел лицея отслеживает возраст ребенка, какому классу средней школы он соответствует, отслеживает его успеваемость и выдает ему аттестат соответствующего его знаниям класса. В то же время образовательная методика здесь построена таким образом, что за год каждый воспитанник здесь по несколько раз проходит школьный курс по каждому из предметов так, чтобы через год он мог сдать Единый государственный экзамен по любому предмету. 

Ну и как вам? И это только лишь начало! Дети учатся здесь в группах смешанных возрастов — в «творческих» коллективах, по 6-10 человек в каждом. В одной группе здесь могут учиться дети и 9-, и 12-, и 14-летнего возраста. Состав коллектива может меняться в зависимости от поставленной им задачи, иногда формируются коллективы из детей одного возраста. Группы формируются в соответствии с наклонностями каждого из детей.  Руководство лицея уделяет большое внимание раскрытию индивидуальных способностей каждого их воспитанника. Другой важный и необычный момент: дети сами здесь обучают друг друга. Дети, более склонные к определенным наукам, под контролем опытных педагогов сами в научных лабораториях разрабатывают техники и методики преподавания этих предметов и затем уже обучают других. Каждый ребенок здесь обучается как универсальный учитель, по крайней мере в сфере естествознания: физики, химии, биологии и географии. Дети по-разному могут воспринимать и передавать полученные ими знания. В связи с этим каждый учащийся занимается разработкой «концептов». Концепт — это парадигма, система взглядов на тот или иной предмет и систему обучения. Это своего рода мини-учебники, созданные самими детьми так, чтобы им было лучше понимать эти предметы или преподавать их другим.  Дети сами разрабатывают и печатают эти пособия, зачастую выполненные даже в виде рисунков и диаграмм (все они проходят большой контроль научной части). Поощряется, если ребенок создаст как можно больше концептов по тому или иному материалу и предмету. Некоторые дети даже придумывают по 10-14 способов объяснения какого-либо представленного ими материала. Разработка концептов вызывает большое воодушевление и энтузиазм: это личное видение самого ученика, его взгляд на науку и синтез всех ее составляющих. Кто быстрее и более полно осваивает курс, тот начинает «выдавать» эти знания всем другим, независимо от его возраста. Дети сами решают, когда и какой предмет им изучать, сколько времени им этому уделить. В то же время здесь ежедневно проходят совещания,  на которых профессиональные педагоги (в том числе и из числа выпускников) отслеживают и корректируют учебный процесс. Разные дети успевают по-разному и поэтому те, кто способен усваивать материал раньше, в свою очередь обучают других — так здесь каждый учащийся,  по цепочке, является преподавателем для кого-то другого. В простой школе ученики часто слушают учителей невнимательно, так как вероятность того, что его вызовут к доске в следующий раз, ничтожно мала. Здесь же каждый учащийся жадно впитывает все, что он слышит, потому что он тут же будет объяснять этот материал кому-то другому и, быть может, придумает свой, новый подход для его объяснения. Все ученые знают эффективность такого подхода: если человек объясняет то, что он понял, кому-то другому, эти знания с ним остаются на всю его жизнь — в среднем на 90%.  Просто слушая, мы зачастую фиксируем в памяти лишь 10% информации (а то и меньше).

Здесь главные принципы обучения — это доверие и ответственность. В то же время и педагоги, и дети придумывают новые способы передавать знания так, чтобы процесс обучения проходил в игровой форме. Например, на период погружения всей школы в английский Михаил Петрович может придумать задание — историю про шпиона, который через неделю будет заслан к ним в школу, и для того, чтобы провалить его планы, нужно, чтобы шпион не догадался, что он попал в школу к русским. В игру вовлекаются все: и педагоги, и дети; и в течение всей недели («в целях конспирации» ) даже все разговоры между собой дети ведут на английском — кто на сколько способен.  И поверьте: в такой атмосфере за несколько дней даже мысли у вас перестроятся на английский!  

Очень важно, что здесь девчата обучаются отдельно от мальчиков. И живут они в разных домиках, похожих на сказочные: в «Степном»  доме живут девчата, занимающиеся больше научным блоком, а в «Серебряном» — гуманитарным. Смешанный тип обучения был введен в нашей стране менее сотни лет назад В.И.Лениным, и теперь он стал для нас правилом.  А до того испокон веков мальчики обучались отдельно от девочек — в разных классах или же в разных школах. Это важно по многим причинам: девочки, как правило, развиваются быстрее, чем мальчики, и быстрее усваивают информацию, что ущемляет достоинство мальчиков, естественным образом склонных к лидерству.  И мальчишки в такой ситуации пытаются выделиться на их фоне агрессией, силой. Другой важный, а точнее — важнейший, момент заключается в способности концентрировать все внимание на предмете. Все психологи отмечают, что появление в классе хотя бы одного представителя  противоположного пола тут же в разы понижает способности к обучению. На своем опыте хорошо знаю: если вы читаете лекции в суворовских училищах, или же  в женских образовательных учреждениях, тишина стоит — муху слышно! Но в смешанных аудиториях даже  с меньшим количеством слушателей концентрация на предмете во много раз ниже. И помимо того, в наше время обучение в смешанных классах (наряду с развращением их бесконтрольными СМИ) уже стало причиной многочисленных половых связей.

В лицее большое значение придается истории, народной хореографии, народному пению, русскому боевому искусству, исходя из того, что «если человек не знает своего прошлого, не ценит и не сохраняет культурное и духовное наследие своих предков, он не сможет жить  в настоящем и в  будущем». Даже одного дня пребывания здесь достаточно, чтобы понять, почему это учебное заведение называется «лицеем комплексного формирования личности детей и подростков»: творческому и физическому развитию здесь уделяется большое внимание.

Расписание дня здесь такое:

5:30 — подъем;

6:15 — 7:30 — занятия (учебный процесс);

7:30-8:20 — рукопашный бой (иногда приезжает провести эти занятия известный специалист по бесконтактному бою генерал Кадочников);

8:30 — завтрак;

9:15-11:00 — учебный процесс;

11:30-12:20 — хореография (урок танца и пение);

12:30 — обед;

13:00-15:00 — личное время: в этот промежуток времени ребенок занимается тем, чем ему хочется: может поспать, прогуляться и т.п.;

15:00-17:20 — учебный процесс;

17:30 — ужин;

18:30-19:20 — русский язык (каждый день);

19:30-20:30 — рисунок;

20:30 — «время коллектива»: коллективные совещания, огоньки, планирование следующего дня, подготовка ко сну;

21:30 — отход ко сну: строгий «отбой!» на всей территории лицея для всех.

Каждый день — рисование, рукопашный бой, танцы и пение: здесь считают, что «самый лучший отдых — это смена  видов деятельности»: чтобы дети не уставали от занятий, им периодически нужно переключаться на другие активные, творческие виды досуга. Творческий коллектив лицеистов «Колокола России»приглашают с гастролями по всей стране: Дальний Восток, Нижний Новгород, Пермь, Татарстан, Поволжье, Москва, Санкт-Петербург… Этот творческий коллектив трех направлений: танца, песни, слова. Там все дети танцуют, поют и являются мастерами словесности. Спектр танцев включает в себя как славянскую хореографию (русские народные танцы), так и тюркское (башкирские танцы), горское направление (абхазские, азербайджанские танцы и др.). В состав этого коллектива также входит коллектив «Светозарное войско», где девчата и парни показывают танцы с шашками, мастерство рукопашного боя.

Лицеисты здесь учатся и живут в зданиях, которые они построили своими руками, по своим собственным архитектурным проектам,  и которые они сами отделали полностью изнутри и разрисовали картинами. Каждый ребенок, который учился здесь, разрисовал хотя бы один кирпичик в гостиной.  Это школа, где дети живут полноценной, самостоятельной жизнью: они сами готовят (готовят на кухне воспитанники, прошедшие обучение и практику в профтехучилище и имеющие дипломы; дети помладше им помогают), сами стирают и убирают. Ни учащиеся, ни педагоги не употребляют спиртное и не едят мясо. И, конечно же, здесь никто не курит. И поэтому все в школе просто светятся добром и здоровьем.

Детей принимают в лицей на базе начальной школы: он должен хотя бы уметь читать, писать и считать. Ребенок принимается только после серьезного собеседования с Михаила Петровича Щетинина с ним и с его родителями. После собеседования ему могут предложить пожить три дня в наиболее подходящем ему коллективе. В течение этих трех дней оценивают, сможет ли он жить в этих условиях, вписывается ли он в коллектив, нравится ему здесь или нет. Разумеется, в интернате может жить не каждый: бывает, что дети возвращаются домой, проучившись в лицее несколько месяцев или полгода.  Дети скучают по родителям также, как и везде. На летние и зимние каникулы они уезжают к родителям (зимние каникулы здесь длятся месяц); для тех детей, родители которых живут далеко (в Германии или на Дальнем Востоке), время каникул может быть продлено. Родители также часто сюда приезжают и могут забрать ребенка на несколько дней, остановившись в  ближайших курортных поселках — в Архипово-Осиповке или в Кринице.

Получив аттестат 9- или 11-го класса, ученик получает целый список направлений, куда он может пойти учиться очно или же остаться и работать в стенах лицея, выезжая лишь сдавать сессии, в зависимости от условий договора с университетом (некоторые ВУЗы посылают своих педагогов в Текос принимать экзамены у студентов на месте).

Лицеисты называют студентов здесь по имени-отчеству,признавая их заслуги: стать студентом здесь очень почетно. В лицее заключены договора со многими ВУЗами и профтехучилищами: Ростовским государственным строительным университетом (инженеры, проектировщики, архитекторы), Российским университетом дружбы народов (экономика и юриспруденция),  Набережночелнинским государственным педагогическим институтом (педагогическое направление: филология, история,географический факультет и другие), Белгородской сельскохозяйственной академией (агрономия, зооинженерия, зоология, землеустройство и кадастр, муниципальное управление). Многие лицеисты учатся сразу на двух факультетах в двух разных ВУЗах. Например, кто-то может учиться в аграрном, и одновременно — на юридическом, а до этого уже получив диплом повара — кондитера и мастера — отделочника. Это нормальный для всех здесь процесс.

До последнего времени лицей существовал автономно: госструктуры отказывались финансировать эту необычную экспериментальную школу, где училось свыше 300 человек; в связи с переходом на государственное финансирование к лицею теперь предъявляются особые требования: по условиям санэпидемстанции в нем может проживать и учиться 120 детей. В связи с этим председатель Счетной палаты России Сергей Вадимович Степашин подарил лицею еще один новый дом и библиотеку, и сами лицеисты строят еще несколько новых домов для желающих поступить сюда на учебу.

Дружба, зародившаяся в стенах школы Щетинина, сохраняется на все время: многие из выпускников приезжают в лицей в гости, помогают финансово. Многие из них- инженеры, проектировщики, строители, работают в «УралГазСервисе» и «СпецСтроеРоссии»; много выпускников этой школы работают в администрациях городов Краснодарского края. По завершении обучения у детей здесь не бывает проблем  с трудоустройством: все они очень востребованы благодаря многим хорошим качествам и ответственности; есть учреждения, которые постоянно обращаются именно в этот лицей с просьбой помочь им решить кадровый вопрос.  Но и без этого многие выпускники, «выйдя в открытое плавание», без труда находят свое место в жизни.

Разумеется, тиражировать опыт Щетинина очень трудно, потому что в этом лицее все основывается на личностных качествах педагогов, на их возвышенном мировоззрении и самопожертвовании себя делу, которому они себя посвятили: воспитанию нового достойного поколения для России. В то же время мы очень надеемся, что этот опыт разумные люди и педагоги смогут использовать ради блага детей. Вот основная мысль, которую пытается донести Михаил Петрович до всех нас своей Школой Жизни, этим чудо-лицеем: «Каждый ребенок — это личность, и независимо от того, какой социальный статус он занимает, он способен к творчеству, к самовыражению, к самопроявлению». В этом лицее детей учат верить в себя, в свои силы и творить в окружающем мире Пространство Любви.

P.S. Хотим выразить особую благодарность Наталье Трофимцовой, сотруднице этой школы, за помощь в подготовке этого материала.  

Автор статьи: Александр Усанин

Источник: http://usanin.com/

А вот фильм о школе Щетинина:

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

    Комментарии

  • 16:49
    Ответить

    Помню, в книжке про Субастика дети в школе сами были учителями))) И глядя на своих детей, я вижу, что это действительно эффективно – например, не в моих силах заставить Сашу писать закорючки, подготавливая руку к письму, а когда они играют с Мишей в звериную школу, он все делает с удовольствием.
    Еще согласна, что школьная программа ооооочень растянута, что отнимает драгоценное время от более интересных вещей. И дети скучают и …тупеют.
    Я только содрогнулась, когда увидела, что они встают в 5.30 :) Для меня это пытка.
    Вообще очень интересно, Оля, я не слышала о такой школе, спасибо!

  • 16:49
    Ответить

    Судя по расписанию основное требование к учителю – целибат. Как на счет собственной семьи при таком графике?
    Систему образования накренило, это верно. Но и интернат коммуна – перекос, затянувшийся пионерский лагерь. Все ценности духовные идут из семьи и так было всегда, а здесь семью подменяют сурогатом – коллективом. Должна быть золотая середина.
    Школа не может быть оторвана от реалий общества. Иначе, когда ребенок выйдет в мир, он поймет, что ему мягко говоря врали, а это уже социальная дезоадаптация.
    Система образования формируется не учителем – сие осуществляется через государство и министерство образования. Учитель не может быть вне системы. Сегодняшнего учителя задавили разнообразными требованиями, проверками, и кипой бумажек, массой конкурсов и прочей второстепенной чушью. Мышление ребенка отформатировали тестовой базой, сместив на однозадачность. И это идет не от учителя. Это идет от государства – создание таких людей, которыми легче управлять.
    Во главу угла ставится не ребенок с его индивидуальностью, как должно быть, а бумажка отчетности, в которой может быть написано про то, что в центре находится индивидуальность ребенка.
    Увы, я ношу этот учительский испанский сапожок (причем лицея для одаренных детей), и знаю, где он жмет.
    Формат интерната безусловно удобен тем родителям, которые не хотят принимать ответственность за воспитание своего ребенка. Как можно надеяться, что чужая тетушка или дядюшка пусть даже трижды супер-учитель, у которого мало ли какие психологические тараканы в голове, смогут дать ребенку правильный жизненный ориентир? Глядя на учителей-фанатиков не имеющих личной жизни, которые всю ее вложили в школу, не становится ли вам страшно оттого, что дети будут считать, что самое главное в жизни – карьера и работа, а семья – не нужна? Только родительская педагогика и любовь способны правильно формировать духовность ребенка. Учитель, конечно, может выйти на уровень наставника и друга, но именно родитель – источник всех психологических программ в ребенке (и силы, и комплексов).
    В подростковом возрасте учитель для ребенка уже не является непогрещимым авторитетом. Информационный поток идет через школу лишь частично, Интернет пространство создает новую реальность подростка. И регулировать это может лишь сам родитель.

    • 16:49
      Ответить

      Ольга, исходя из расписания такие выводы сделать невозможно. Да, они рано встают и немало трудятся, но это не отменяет семью. А представьте жизнь среднестатистического горожанина: на работе 8 часов + 1 час обеда + 2 часа в пути (туда и обратно). И так каждый день. И это, не считая всяких дел: бытовых, общения с друзьями, обучения или досуга, свободного от общения с семьей. Разве у такого человека на семью остается больше времени?
      Впрочем, я не спорю, что в самом фильме и в статье о семейном статусе преподавателей не говорится – и остается только домысливать. Соглашусь, что это немаловажный момент (чтобы педагог был гармоничным человеком, а не только “отдающим себя делу профессионалом”). По крайней мере для меня это важно.
      А о том, что хорошо бы в школе транслировать и внеучебные ценности (в том числе, важность семьи и качественных отношений) я как раз в предыдущей статье писала.

  • 16:49
    Ответить

    Очень интересно. Уже слышала о погружении в предмет. Система мне видится классной, нестандартной, но все же хотелось бы, чтобы общения с родителями было больше. Я против интернатного проживания. А вот методы образования очень интересны.

    • 16:49
      Ответить

      Я к интернатной форме тоже не готова (как мама). Хотя для некоторых семей – это отличный выход.

  • 16:49
    Ответить

    Я тут подумала, что многое из этой школы можно перенять родителям для себя и использовать это дома, заниматься самим с детками (либо после школы, либо при домашнем обучении)

    • 16:49
      Ответить

      Интересно, а кто обучает детей дома – наверно, тоже приближаются к такому методу обучения. Они же не растягивают уроки на то же количество часов, недель, месяцев и лет, как это делается в традиционной школе. У меня такого опыта нет, но я бы с удовольствием послушала тех, кто пробовал.

      • 16:49
        Ответить

        Я знакома виртуально с человеком, который перевел своего сына на домашнее обучение. Так вот я знаю, что они используют “погружение в предмет”. И это очень интересно!

  • 16:49
    Ответить

    Оленька, прочитала все три статьи. Со второй согласна с каждым словом. Сделала себе пометки на будущее.
    А тут… ты знакома с книгой “Самерхилл – Воспитание свободой”? Там что-то тоже в этом ключе. Я бы в такую школу поехала учиться с удовольствием, но… не на несколько лет. Идеально – 2-3 заезда за год по 1-1,5 месяца. Мне кажется, не надо ребенку в 10 лет получать аттестат, а в 12 диплом. Да, чисто с точки усвоения информации он готов, но с других точек зрения – это время для игр, для поиска себя. Иметь к 23 годам пять дипломов это не достижение, это трагедия, на мой взгляд.
    Даже если мы говорим с точки зрения вед, то до 12 или даже 14 лет девочка должна играть в куклы и “моделировать” свою будущую семью.
    У меня одно высшее образование и я бы не пошла на второе. Зачем? Если я хочу выучить тему, я возьму книги и выучу, в крайнем случае возьму программу ВУЗа и вперед. А дипломы, экзамены… не в наших ВУЗах (хотя может у меня просто опыт не удачный был).
    Сложная тема, сложная. Где грань…. что надо, а что нет. Сколько должно быть свободы и что хорошо и что плохо. Твои статьи дали столько пищи для размышления! Буду переваривать! Спасибо.

    • 16:49
      Ответить

      Саммерхил я не читала, но не раз слышала о ней – так что эта книга у меня в списке на прочтение :)

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

21 октября 2017
Ольга Бардина
Осваиваю тета-хилинг и приглашаю на консультации
Спасибо, Оля! Я все-таки погрузилась в эту сферу и готова делиться :)
20 октября 2017
Оля Иноземцева
Осваиваю тета-хилинг и приглашаю на консультации
Как интересно! Поздравляю с этим начинанием - желаю успехов!!