Двигательная активность детей – “двигатель” развития

двигательная активность детей

Возможно, Вы уже прочитали опубликованный недавно обзор книги И.А. Аршавского “Ваш малыш может не болеть”. После того, как я его написала, мне очень захотелось немного подробнее раскрыть то вроде бы простое, а по сути – гениальное – открытие, которое было сделано автором и его Лабораторией. Напомню, И.А. Аршавский – известный отечественный физиолог, все его выводы и рекомендации основаны на многолетних исследованиях. Так в чем же заключается это простое и гениальное открытие? И почему двигательная активность детей (как, впрочем, и взрослых) считается залогом здоровья, полноценного развития и долголетия?Вы наверняка слышали, как важны для детей подвижность, гимнастика, плавание, активные игры. Даже для тех, кто хочет сделать ставку прежде всего на интеллектуальное развитие ребенка, необходимо помнить, что в самом раннем возрасте интеллект ребенка развивается через двигательную активность. Когда малыш тянется ручками к висящим игрушкам, когда сучит ножками, когда барахтается в ванночке, когда пытается держать головку или перебирает пальчиками бусины – во всех этих вроде бы простых действиях заложен ресурс для развития головного мозга, нервной системы – а через них – и всего организма. Двигательная активность детей начинается с самых простых, но необходимых для дальнейшего развития движений.

Так что же нового открыл И.А. Аршавский кроме того, что двигательная активность детей стимулирует мозг и тем самым способствует развитию? Передаю слово автору:

ЗАКОН ЗДОРОВЬЯ: ПРИОБРЕТАЕМ, РАСХОДУЯ

…Согласно сложившимся представлениям, уже в материн­ской яйцеклетке предопределена некая величина энергетического фонда, который организм только и может затратить в процессе своего развития. Само же разви­тие мыслится как постепенно за­тухающее восстановление орга­низма. Мы пошли своим путем.

…Так на основе огромного ма­териала, полученного в ходе многолетних исследований, воз­никла теория индивидуального развития, которая (в противовес энергетическому правилу по­верхности) получила название энергетического правила скелет­ных мышц, или — еще правиль­нее — энергетического правила двигательной активности. Сог­ласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостно­го организма и его клеточных элементов (так же, как и осо­бенности физиологических от­правлений различных органов и систем органов) находятся в прямой зависимости от характе­ра функционирования скелет­ных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная актив­ность является фактором функ­циональной индукции восстано­вительных процессов (анаболиз­ма) . Особенность последних, как нами было установлено, заключается не просто в восста­новлении исходного состояния в связи с имевшей место очеред­ной деятельностью развивающе­гося организма, а в обязатель­ном избыточном восстановле­нии. Речь идет об избыточном восстановлении как живой протоплазменной массы, так и энер­гетических   потенциалов,   за счет которых в последующий мо­мент может быть осуществлен больший объем функций и вы­полняемой работы. В функци­ональной индукции избыточного анаболизма, следующего за каж­дой очередной активностью, и следует видеть то специфиче­ское, что характеризует только живые организмы в отличие от всего неживого.

Мы на это обращаем внима­ние потому, что в классической физиологии прочно сложились представления, согласно кото­рым при осуществлении каждой очередной    физиологической функции, в частности двигатель­ной, восстановительные процес­сы характеризуются восполне­нием затраченного лишь до изначального исходного состоя­ния. Это мешало подойти к по­ниманию истинных механизмов и закономерностей индивидуаль­ного развития.

…Иными словами, речь должна идти не о постепенной трате наследственно предопределенно­го энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его. Благодаря периодически осуще­ствляемой двигательной актив­ности человек (начиная с перио­да еще до рождения) как бы сам «заводит часы своей жизни», обеспечивая себе тем самым фи­зиологически полноценное инди­видуальное развитие. Чтобы обо­гатиться дополнительными энер­гетическими ресурсами, необхо­димо затратить уже имеющиеся.

Если язык автора показался Вам слишком сложным (видимо, сказывается привычка писать научные тексты), то давайте подытожим более простыми словами:

Чтобы получить дополнительную энергию, необходимую для роста и развития, человек должен потратить уже имеющуюся энергию. Энергия расходуется в процессе двигательной активности. Израсходованная энергия восстанавливается с запасом!

Поэтому двигательная активность детей и есть залог и “двигатель” дальнейшего развития. Не потратив, не получишь нового. В каком-то смысле, мне это показалось очень похожим на грудное вскармливание: когда малыш высасывает у мамы всё молоко, тогда организм мамы продуцирует порцию, еще большую, чем раньше. А если молоко не выпито, новой порции ждать не приходится. Не находите ли сходство?

Формы двигательной активности могут быть самыми разнообразными. О некоторых мы уже писали в статьях о плавании в ванне и о занятиях на гимнастическом мяче. Чем старше становится ребенок, тем разнообразнее становятся эти занятия. А в отношении самых маленьких важно помнить, что двигательной активности мешают тугое пеленание, укутывание в одеяла, а также избыточное тепло (холодовые процедуры, напротив, стимулируют мышечный тонус – об этом как раз повествуется в книге И.А. Аршавского).

Кстати, помните, что Вашему малышу нужен бодрый и здоровый родитель? Не забывайте о том, что открытие Аршавского применимо и для Вас: пусть Ваше тело работает – и силы будут прибывать!

 

Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи.
Лучшие статьи – с доставкой на дом!

Введите e-mail:

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

Культура сверхпотребления

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы поднимем такой непростой вопрос, как сверхпотребление. Так ли необходима нам вся та масса товаров, которая ...

    Комментарии

  • 17:31
    Ответить

    Особенно полезны занятия спорта с закалкой и здоровым образом жизни. От простуды лучшее средство лыжи, проверено. Спасибо!

    • 17:31
      Ответить

      Кстати, наш преподаватель физкультуры всегда запрещал нам одевать шарфики, когда мы на лыжах зимой катались.

  • 17:31
    Ответить

    Мы своего сына называем “вечный двигатель”. И это правда, вроде кажется, что ребенок питается слабо (из за жары практически не ест, так, перекусывает, но не сладким), а постоянно в движении. Если на улице – то и прыгает, и бегает, и болтает без умолку. Вот и мы потихоньку привыкаем к пешим вечерним прогулкам, а зимой хотим всей семьей на лыжи встать.

    • 17:31
      Ответить

      Вот так дети стимулируют нас становиться сильнее и здоровее :)

  • 17:31
    Ответить

    Абсолютна согласна с утверждением, что двигательная активность детей – “двигатель” развития. Помню в детстве мы все свободное время проводили на улице, а сейчас дети сидят возле телевизоров и компьютеров. Откуда же у нас будет здоровое поколение?

    • 17:31
      Ответить

      Да, мы тоже много бегали, а телевизор был только по расписанию :)

      • 17:31
        Ответить

        По поводу садика – мне кажется, спорно. Я для себя еще этот вопрос не решила – где же лучше. В садике тоже полно своих минусов.

  • 17:31
    Ответить

    По моему главное для малыша – это чем быстрее вы отдадите ребёнка в садик, тем лучше. Развитие дома не даёт той активности как в садике. Всегда рад видеть вас на сайте http://vsenarodnaya-medicina.ru

  • 17:31
    Ответить

    Ребенок,который в 3-5 лет не бегает и сидит тихо, всегда меня настораживает.Чтобы стать в школе отличником,надо в детстве быть “юлою”.Проверено на собственном опыте.

    • 17:31
      Ответить

      Я в детстве юлой не была, но у меня всегда были заняты руки, нравилась мелкая работа: мозаику собирать, паззлы, вязать. Это тоже моторика.
      Конечно, и подвижные игры тоже были, но каждому темпераменту соответствует свой уровень и стиль подвижности-активности. Главное – не ломать это, не навязывать свой стиль.

  • 17:31
    Ответить

    В большинстве развивающих методик (именно раннее развитие) основным методом умственного развития является физическая активность, взять хотя бы того же Гленна Домана.

    • 17:31
      Ответить

      … но иногда родители игнорируют эту составляющую…

  • 17:31
    Ответить

    Очень хорошо сказано, что потраченная энергия восстанавливается с запасом. Малышам полезно много двигаться.

  • 17:31
    Ответить

    Двигательная активность, это еще и путь к здоровью. А у здорового человека, как не крути, потенциала, в том числе и на интеллектуальные свершения, гораздо больше.

  • 17:31
    Ответить

    Логично! Похоже, это работает и для взрослых.

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

10 января 2018
Татьяна
Как воспитать сына настоящим мужчиной
Очень ценные советы по воспитанию настоящего мужчины, многое сама делала интуитивно, но некоторые моменты стали для меня откровением. Обязательно учту, у меня как раз растет маленький джентльмен!
29 декабря 2017
Ольга Бардина
Мой выбор: самые лучшие книги, которые стоит прочитать
В трудные моменты многие из этих книг заменят долгие походы к психотерапевту. После прочтения начинаешь чувствовать себя более устойчиво даже перед лицом трудностей.