Двигательная активность детей – “двигатель” развития

двигательная активность детей

Возможно, Вы уже прочитали опубликованный недавно обзор книги И.А. Аршавского “Ваш малыш может не болеть”. После того, как я его написала, мне очень захотелось немного подробнее раскрыть то вроде бы простое, а по сути – гениальное – открытие, которое было сделано автором и его Лабораторией. Напомню, И.А. Аршавский – известный отечественный физиолог, все его выводы и рекомендации основаны на многолетних исследованиях. Так в чем же заключается это простое и гениальное открытие? И почему двигательная активность детей (как, впрочем, и взрослых) считается залогом здоровья, полноценного развития и долголетия?Вы наверняка слышали, как важны для детей подвижность, гимнастика, плавание, активные игры. Даже для тех, кто хочет сделать ставку прежде всего на интеллектуальное развитие ребенка, необходимо помнить, что в самом раннем возрасте интеллект ребенка развивается через двигательную активность. Когда малыш тянется ручками к висящим игрушкам, когда сучит ножками, когда барахтается в ванночке, когда пытается держать головку или перебирает пальчиками бусины – во всех этих вроде бы простых действиях заложен ресурс для развития головного мозга, нервной системы – а через них – и всего организма. Двигательная активность детей начинается с самых простых, но необходимых для дальнейшего развития движений.

Так что же нового открыл И.А. Аршавский кроме того, что двигательная активность детей стимулирует мозг и тем самым способствует развитию? Передаю слово автору:

ЗАКОН ЗДОРОВЬЯ: ПРИОБРЕТАЕМ, РАСХОДУЯ

…Согласно сложившимся представлениям, уже в материн­ской яйцеклетке предопределена некая величина энергетического фонда, который организм только и может затратить в процессе своего развития. Само же разви­тие мыслится как постепенно за­тухающее восстановление орга­низма. Мы пошли своим путем.

…Так на основе огромного ма­териала, полученного в ходе многолетних исследований, воз­никла теория индивидуального развития, которая (в противовес энергетическому правилу по­верхности) получила название энергетического правила скелет­ных мышц, или — еще правиль­нее — энергетического правила двигательной активности. Сог­ласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостно­го организма и его клеточных элементов (так же, как и осо­бенности физиологических от­правлений различных органов и систем органов) находятся в прямой зависимости от характе­ра функционирования скелет­ных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная актив­ность является фактором функ­циональной индукции восстано­вительных процессов (анаболиз­ма) . Особенность последних, как нами было установлено, заключается не просто в восста­новлении исходного состояния в связи с имевшей место очеред­ной деятельностью развивающе­гося организма, а в обязатель­ном избыточном восстановле­нии. Речь идет об избыточном восстановлении как живой протоплазменной массы, так и энер­гетических   потенциалов,   за счет которых в последующий мо­мент может быть осуществлен больший объем функций и вы­полняемой работы. В функци­ональной индукции избыточного анаболизма, следующего за каж­дой очередной активностью, и следует видеть то специфиче­ское, что характеризует только живые организмы в отличие от всего неживого.

Мы на это обращаем внима­ние потому, что в классической физиологии прочно сложились представления, согласно кото­рым при осуществлении каждой очередной    физиологической функции, в частности двигатель­ной, восстановительные процес­сы характеризуются восполне­нием затраченного лишь до изначального исходного состоя­ния. Это мешало подойти к по­ниманию истинных механизмов и закономерностей индивидуаль­ного развития.

…Иными словами, речь должна идти не о постепенной трате наследственно предопределенно­го энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его. Благодаря периодически осуще­ствляемой двигательной актив­ности человек (начиная с перио­да еще до рождения) как бы сам «заводит часы своей жизни», обеспечивая себе тем самым фи­зиологически полноценное инди­видуальное развитие. Чтобы обо­гатиться дополнительными энер­гетическими ресурсами, необхо­димо затратить уже имеющиеся.

Если язык автора показался Вам слишком сложным (видимо, сказывается привычка писать научные тексты), то давайте подытожим более простыми словами:

Чтобы получить дополнительную энергию, необходимую для роста и развития, человек должен потратить уже имеющуюся энергию. Энергия расходуется в процессе двигательной активности. Израсходованная энергия восстанавливается с запасом!

Поэтому двигательная активность детей и есть залог и “двигатель” дальнейшего развития. Не потратив, не получишь нового. В каком-то смысле, мне это показалось очень похожим на грудное вскармливание: когда малыш высасывает у мамы всё молоко, тогда организм мамы продуцирует порцию, еще большую, чем раньше. А если молоко не выпито, новой порции ждать не приходится. Не находите ли сходство?

Формы двигательной активности могут быть самыми разнообразными. О некоторых мы уже писали в статьях о плавании в ванне и о занятиях на гимнастическом мяче. Чем старше становится ребенок, тем разнообразнее становятся эти занятия. А в отношении самых маленьких важно помнить, что двигательной активности мешают тугое пеленание, укутывание в одеяла, а также избыточное тепло (холодовые процедуры, напротив, стимулируют мышечный тонус – об этом как раз повествуется в книге И.А. Аршавского).

Кстати, помните, что Вашему малышу нужен бодрый и здоровый родитель? Не забывайте о том, что открытие Аршавского применимо и для Вас: пусть Ваше тело работает – и силы будут прибывать!

 

Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи.
Лучшие статьи – с доставкой на дом!

Введите e-mail:
Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

Что делает меня счастливой?

Эту статью я вдохновилась написать, когда узнала, что на сайте Philosoff.net проводится интересный конкурс под названием «Что делает меня счастливым(ой)?». ...

    Комментарии

  • 17:31
    Ответить

    Особенно полезны занятия спорта с закалкой и здоровым образом жизни. От простуды лучшее средство лыжи, проверено. Спасибо!

    • 17:31
      Ответить

      Кстати, наш преподаватель физкультуры всегда запрещал нам одевать шарфики, когда мы на лыжах зимой катались.

  • 17:31
    Ответить

    Мы своего сына называем “вечный двигатель”. И это правда, вроде кажется, что ребенок питается слабо (из за жары практически не ест, так, перекусывает, но не сладким), а постоянно в движении. Если на улице – то и прыгает, и бегает, и болтает без умолку. Вот и мы потихоньку привыкаем к пешим вечерним прогулкам, а зимой хотим всей семьей на лыжи встать.

    • 17:31
      Ответить

      Вот так дети стимулируют нас становиться сильнее и здоровее :)

  • 17:31
    Ответить

    Абсолютна согласна с утверждением, что двигательная активность детей – “двигатель” развития. Помню в детстве мы все свободное время проводили на улице, а сейчас дети сидят возле телевизоров и компьютеров. Откуда же у нас будет здоровое поколение?

    • 17:31
      Ответить

      Да, мы тоже много бегали, а телевизор был только по расписанию :)

      • 17:31
        Ответить

        По поводу садика – мне кажется, спорно. Я для себя еще этот вопрос не решила – где же лучше. В садике тоже полно своих минусов.

  • 17:31
    Ответить

    По моему главное для малыша – это чем быстрее вы отдадите ребёнка в садик, тем лучше. Развитие дома не даёт той активности как в садике. Всегда рад видеть вас на сайте http://vsenarodnaya-medicina.ru

  • 17:31
    Ответить

    Ребенок,который в 3-5 лет не бегает и сидит тихо, всегда меня настораживает.Чтобы стать в школе отличником,надо в детстве быть “юлою”.Проверено на собственном опыте.

    • 17:31
      Ответить

      Я в детстве юлой не была, но у меня всегда были заняты руки, нравилась мелкая работа: мозаику собирать, паззлы, вязать. Это тоже моторика.
      Конечно, и подвижные игры тоже были, но каждому темпераменту соответствует свой уровень и стиль подвижности-активности. Главное – не ломать это, не навязывать свой стиль.

  • 17:31
    Ответить

    В большинстве развивающих методик (именно раннее развитие) основным методом умственного развития является физическая активность, взять хотя бы того же Гленна Домана.

    • 17:31
      Ответить

      … но иногда родители игнорируют эту составляющую…

  • 17:31
    Ответить

    Очень хорошо сказано, что потраченная энергия восстанавливается с запасом. Малышам полезно много двигаться.

  • 17:31
    Ответить

    Двигательная активность, это еще и путь к здоровью. А у здорового человека, как не крути, потенциала, в том числе и на интеллектуальные свершения, гораздо больше.

  • 17:31
    Ответить

    Логично! Похоже, это работает и для взрослых.

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

21 октября 2017
Ольга Бардина
Осваиваю тета-хилинг и приглашаю на консультации
Спасибо, Оля! Я все-таки погрузилась в эту сферу и готова делиться :)
20 октября 2017
Оля Иноземцева
Осваиваю тета-хилинг и приглашаю на консультации
Как интересно! Поздравляю с этим начинанием - желаю успехов!!