Как научить ребенка считать: развивающие принципы по возрастам

Как научить ребенка считать: развивающие принципы по возрастам

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня перед нами непростой вопрос – как научить ребенка считать? Эта тема важна и актуальна не только для родителей будущих первоклассников, но и для любознательных мамочек еще совсем маленьких карапузов. Когда стоит учить кроху считать? С чего начать? Как закреплять результаты? Давайте порассуждаем.

Конечно, можно сбросить с себя весь груз ответственности за обучение малыша счету, переложив его на воспитателей в детском саду и учительницу в 1 классе. Но, на мой взгляд, понимание того, как учить кроху считать, должно быть если не у каждой, то у многих мамочек точно.

Попробуем приоткрыть завесу тайны и углубиться в царство счета? Тогда отправляемся в увлекательную страну цифр!

С какого возраста начать?

По мнению многих специалистов, начинать обучение стоит как можно раньше. Конечно же, Вы не станете требовать от годовалого ребенка устного счета до ста или даже двадцати. Но элементарные понятия, связанные с цифрами, можно потихоньку вводить уже с полугодовалого возраста.

Итак, с чего же начать обучение счету? И как учить такой непростой науке в разные периоды жизни крохе? Для удобства мы разбили рекомендации по разным возрастам.

Основы счета в 6 месяцев

Конечно, в таком возрасте кроха еще не готов считать цифры, но мы и не собираемся его к этому принуждать. Но уже самое время пробовать начинать игровые упражнения! Именно они помогут малышу в дальнейшем развивать образное мышление, а также воспринимать числа объектов.

Какие это игры? Да те же веселые потешки с пальчиковой гимнастикой – «Вышли пальчики гулять», «Сорока-ворона», «Ладушки». При многократном повторении упражнения малыш не только получит порцию приятных эмоций, но и улучшит мелкую моторику ручек и пальчиков.

считать 1

Основы счета в 1 год

В данный период очень здорово учить малыша понятию «один – много». Хорошо поможет в этом игра с матрешками, а также обычными игрушками на полочке. Покажите ребенку, что вот матрешка стоит одна. А потом – раз! – и превратите ее в несколько маленьких матрешек, проговаривая крохе: «А теперь их стало много!». Со временем, у малыша появится желание сосчитать фигурки. Такое же упражнение можно периодически повторять и в 2, и в 3 года.

Основы счета в 4 года

В данный период на первый план должно выйти такое понятие, как сравнение. Ведь оно необходимо для понимания процесса счета, правда? Придумайте игры и забавы с игрушками разного размера, в которых малышу надо будет учиться понимать, что больше, а что меньше. Такие упражнения помогут крохе в дальнейшем правильно применять цифры и быстро считать в уме.

Основы счета в 5 лет

Тут уже числа необходимо понемногу визуализировать. Полезно будет использовать карточки с рисунками цифр и такое же число объектов. Чудесный вариант научиться хорошо считать – таблицы Зайцева. Вы можете подробнее ознакомиться с его методикой и применять ее на практике со своим ребенком. На основе таблицы можно придумать интересные упражнения для малышей: просить показывать свой возраст, количество лап у кошки или собаки и т.д.

считать 2

Основы счета в 6 лет

После освоения цифр, можно начинать учить малыша считать примеры. Очень важно объяснить ребенку, что каждое число складывается из какого-то количества «единичек», но их не надо каждый раз пересчитывать на пальцах для совершения того или иного математического действия. Для этого крохе понадобится иметь перед глазами числовой ряд, и понимать, какая цифра больше, а какая – меньше. В этот период ребенка учат устно считать самые простые примеры в одно действие.

Как, уча считать, подготовить ребенка к школе?

К началу обучения в современной школе малыш уже должен получить следующие знания:

  • уметь считать до 10 как в возрастающем, так и в убывающем порядке («туда» и «обратно»);
  • уметь узнавать цифры как подряд, так и вперемешку;
  • знать количественные и порядковые числительные от 1 до 10;
  • какие числа стоят перед и после каждого числа в пределах десятка;
  • уметь узнавать и рисовать главные геометрические фигуры – круг, четырехугольник, квадрат;
  • уметь делить предмет на 2-4 равные доли;
  • знать основы измерения высоты, длины, ширины;
  • уметь сравнивать между собой предметы.

Основа всех этих математических операций – понятие числа. А оно, как мы все понимаем, весьма абстрактно. Поэтому родители нередко затрудняются, как объяснить малышу, что такое цифра, число.

считать 3

Для того, чтобы максимально помочь ребенку подготовиться к школьному периоду жизни и научиться обращаться с числами, попробуйте делать несложные упражнения:

  1. Учите малыша счету на конкретных предметах. Между прочим, идя в детский садик, считайте машины, или цветочки на клумбе.
  2. Учите счету во время совместной работы по дому. Например, попросите кроху принести Вам две тарелки, или три ложки. В то же время, учите его сравнивать и отличать предметы – просите принести большой поднос или маленькую ложку.
  3. Считайте с малышом наглядные предметы. Можно изготовить или купить цветные кружочки, треугольнички, кубики, полосочки бумаги или картона.
  4. Если ребенку трудно считать, считая вслух, показывайте ему два желтых кружочка, три зеленых, четыре красных. Просите его считать вслух самостоятельно. В форме игры все время считайте разные предметы в доме и на прогулке, иногда задавая малышу вопрос: «А сколько на столе тарелок?» и т.п.
  5. Сравнивайте предметы и игрушки по величине. Кто же больше – мишка или мышка? Кто меньше? Кто из игрушек такого же роста?
  6. Предлагайте ребенку для сравнения картинки, в которых есть как общее, так и отличное. Замечательно, если на картинках количество предметов будет отличаться. Задавайте малышу вопрос, в чем отличие картинок?
  7. Просите кроху нарисовать двух зайчиков, три тарелочки, четыре капельки дождя и т. д.
  8. В игре спрашивайте малыша, какое число больше шести, но меньше восьми и т.д.
  9. Зачастую дети любят загадывать и отгадывать задуманные числа. Предлагайте ребенку такую игру.
  10. Для разбора чисел попробуйте использовать счетные палочки. Раскладывайте число на две, три части, спрашивайте, сколько получилось в каждой из частей.
  11. Познакомьте ребенка с основными геометрическими фигурами. Конечно, лучше делать это тоже в форме игры. Здорово будет предложить крохе составлять фигуры из счетных палочек.
  12. Составляйте с помощью палочек также цифры и буквы. Такой процесс способствует сопоставлению символа и понятия. Составив цифру, пусть малыш подберет количество палочек, которое ей соответствует.
  13. Очень здорово будет приучать малыша к решению простых логических задач, постепенно наращивая их сложность. Игры математического содержания помогут воспитать у крохи познавательный интерес, желание и умение учиться, искать творческие пути решения задач. Например, задайте ребенку задачку: У двоих братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Правильный ответ: 3.)

считать 4

Развивающие игры для обучения счету

Предлагаем Вашему вниманию еще парочку игр для развития навыка счета. С их помощью малыш научится быстро и легко, а главное – правильно считать.

Игра «Домик для гномиков»

Пусть кубики будут «гномиками», а коробка – домиком. Предложите малышу завести в домик по одному всех гномиков. Затем закройте рукой верх коробки, и спросите у крохи: «Сколько в домике останется гномиков, если из него выйдут один (два, три) гномика?». Затем, для проверки, откройте коробку.

Игра «Паровозик со спичками»

Возьмите 9 коробков со спичками, бумагу девяти разных цветов, двухсторонний скотч, краски, ножницы и клей.
Сначала малыш достает из коробков спички. Это – «пассажиры» нашего поезда.

«Вагоны» – коробочки из-под спичек, которые предварительно надо обклеить цветной бумагой. Здорово сделать это тоже вместе с ребенком. На цветные вагоны надо наклеить номера от 1 до 9.

В каждый вагон предложите ребенку посадить столько пассажиров, сколько будет соответствовать цифре на корпусе. Также можно раскрасить «пассажиров» в цвета вагона.

Затем разместите «туристов» на вагончиках поезда при помощи скотча.

И помните: самое главное в процессе обучения счета – привить крохе любовь и интерес к математике. В дальнейшем это поможет ему легче усваивать школьную программу. Поэтому будьте терпеливы, и получайте удовольствие от игр с ребенком!

Если Вам нравится статья, поделитесь ею с друзьями. И не забывайте подписываться на обновления блога!

Автор: Анна Кутявина

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

19 июля 2017
Ольга Бардина
Сказка о Крольчихе, которая боялась приключений
Ой, как красиво и образно ты сказала!!!!! Спасибо )))))
18 июля 2017
Людмила
Сказка о Крольчихе, которая боялась приключений
Ах, Олечка! Какая чудесная сказка вышла из-под твоего пера! Смотри, у нее даже выросли крылья и она уже летит по свету, даря всем мамам лучики солнечной доброты, которые в свою очередь, дарят озорной, но такой счастливый взгляд!... Спасибо тебе за волшебство!!! :o