Как помочь ребенку выбрать профессию по душе?

выбор профессии, кем статьНачался новый учебный год, и для многих семей, в которых есть школьники, подростки снова со всей остротой встает вопрос о том, кем стать, куда пойти учиться, как готовиться к послешкольному образованию. Поэтому в самом начале учебного года я решила поделиться своей статьей, которая некоторое время назад вышла в электронном журнале “Карьера по душе”. В этой статье я делюсь своим профессиональным опытом: более 7 лет я консультировала подростков и их родителей по вопросу выбора профессии и учебного заведения. Знаю, каким непростым для большинства детей и их родителей является этот выбор. Что же может помочь Вам и Вашим детям на этом пути? Как помочь ребенку выбрать профессию, которая станет для него и полем для самореализации, и финансовой опорой? Об этом – в сегодняшней статье.

Взрослая жизнь: как помочь подростку в выборе профессии

Выбор профессии — один из самых важных жизненных выборов. Как правило, работе мы отдаем большую часть своей жизни. И то, каким будет наше отношение к своей профессии и своему труду, существенно влияет на качество нашей жизни. Трудно представить себе счастливого человека, ежедневно выполняющего нелюбимую и не соответствующую ему работу.

Стремление самореализоваться, найти свое место в мире профессий — естественная потребность любого человека. Но всё чаще она подменяется мотивами выгоды (пойду туда, где больше платят) или удобства (пойду туда, куда пристроят родители).Такой путь не приводит ни к профессиональному успеху, ни к внутренней гармонии. И это важно понимать не только подросткам, стоящим перед выбором своего профессионального пути, но и их родителям.

Эта статья предназначена прежде всего для родителей. Давайте поговорим о том, как помочь своему ребенку сделать верный выбор и вступить в профессиональный мир уверенными шагами.

Основная задача родителя

Очень часто родители видят свою задачу в том, чтобы сделать все вместо ребенка. Такая позиция может быть продиктована желанием снять с него все заботы и хлопоты, избежать ошибок и «странного» выбора. Однако такая помощь зачастую оказывается медвежьей услугой: ребенок «вдруг» бросает институт, куда его с таким трудом устроили, или учится-работает «как положено», но совершенно теряет блеск в глазах и радость жизни. Проявления такого навязанного извне, но не принятого внутренне выбора могут быть самыми разными. Но всегда далекими от таких понятий, как счастье и успех.

Другая крайность — это полное отпускание ребенка во взрослый мир, без поддержки и подготовки («пусть делает, как знает»). Когда родители самоустраняются при решении таких жизненно важных задач, как выбор профессии, это часто заканчивается неразумным, необдуманным выбором. Стоит ли говорить, что и этот путь не приводит ни к счастью, ни к успеху?

Так в чем же основная родительская задача? Какой и в каком объеме должна быть родительская помощь?

Первое, что важно понять: ребенок должен сделать свой выбор сам. Это значимый фактор того, как будет ребенок (и будущий взрослый) относиться к своей профессии, работе. Как правило, мы не ценим то, что получили в готовом виде.

Но чтобы выбор был не просто самостоятельным, а еще и осознанным (продуманным и ответственным), важно подготовить ребенка.

  • Помогите найти информацию о профессиях, рынке труда, вариантах образования и вместе разберитесь с ней.
  • Научите определять свои ключевые особенности (интересы, способности, личностные качества, ценности) и сопоставлять их с различными профессиями.
  • Научите конструктивно относиться к труду и образованию.

И если последний пункт — задача глобальная, которой стоит заниматься с самого раннего возраста, то первые два — это как раз точка приложения сил в подростковом возрасте.

Основные ошибки на пути к правильному выбору

выбор профессии, кем статьКаждый человек обладает неповторимым букетом способностей, интересов, ценностей и целей. Каждый рождается, чтобы реализовывать свои уникальные способности на благо мира. Это путь к личному счастью и процветанию общества.

Соответственно, под правильным выбором мы подразумеваем такой выбор (в нашем случае — профессии), который позволял бы наиболее полно раскрыть и реализовать индивидуальность человека.

Но в реальности мы часто сталкиваемся с многочисленными факторами, которые сбивают нас с верного пути, уводят в сторону от проживания именно своей, а не чужой, жизни.

  1. Ориентация на внешнее мнение. Это может быть мнение друзей, родителей, учителей. И даже мнение рекламы (о том, что модно, престижно, востребовано или даже сулит небывалое счастье). Иногда в этих голосах может прозвучать и зерно истины, но важно научиться слушать себя: откликается ли это во мне, подходит ли. На протяжении всей жизни таких внешних голосов встретится немало, иногда они будут даже противоречить друг другу. Поэтому умение отбирать ценное, отсеивая шум, — весьма полезное качество, которое стоит тренировать с детства.

К примеру, достаточно часто ребята на консультации говорят, что хотят быть менеджерами. Но при этом они знают про эту профессию только то, что обычно пишут на рекламных плакатах, вроде «модная профессия 21-го века». Кстати, по нашим исследованиям, именно экономика и менеджмент являются теми областями, в которых учащиеся чаще всего разочаровываются. Впрочем, свой вклад сюда вносит не только ориентация на внешнее мнение, но и следующая ошибка.

  1. Ориентация на выгоду. Консультируя подростков и их родителей, я часто сталкивалась с фразами: «А сколько я буду получать?», «Быть художником (психологом, ученым) невыгодно» и т. п. Ориентация на выгоду — отличительная черта нашего времени, но она вовсе не полезная и конструктивная. Нужно понимать, что, во-первых, профессия и место работы — это не синонимы, и заработок зависит прежде всего от места работы, а не от самой по себе профессии или образования. А во-вторых, шанс зарабатывать больше появляется в той области, к которой лежит душа, когда есть искренний интерес и необходимые способности.

Пример, который запал мне в душу и не уходит из головы вот уже несколько лет: на консультацию пришел мальчик. По результатам тестирования (что подтверждалось и наблюдением) — очень активный, непоседливый, творческий. На вопрос «Думал ли ты уже о каких-то профессиях?» я ожидала услышать что-нибудь про актера, журналиста, продюсера или предпринимателя. Но ответ меня поразил. Он хотел стать чиновником. И объяснил свой неожиданный выбор тем, что будет брать взятки и жить припеваючи.

  1. Ориентация на беззаботность. Желание получить что-то, не напрягаясь, приводит к тому, что мы выбираем путь наименьшего сопротивления. Вуз поближе к дому; факультет и специальность с наименьшим конкурсом; институт, в котором есть «свои люди» и т. п. Очевидно, что о реализации своих способностей речи не идет. А, как мы помним, именно возможность применить свои уникальные особенности для блага других ведет нас к счастью, успеху и процветанию.

Приведу пример из собственной жизни. Однажды в старших классах школы для нас организовали сотрудничество с институтом. Институт был технический, а специальность не самая востребованная. Таким образом институт привлекал себе новых учащихся на малопопулярные специальности, а ученики такого класса получали возможность достаточно легко (вне общего конкурса) поступить в институт. Стоит ли говорить, что большинство ребят, выбравших такой вариант, не работают по специальности и не удовлетворены полученным образованием?

Научиться осознавать влияние этих факторов — важная задача и для самого подростка, и для родителей. Это шаг на пути к более зрелому выбору.

4 направления профориентационной работы

Выбор профессии — это не единичное действие типа « встал, умылся и пошел в инженеры». К выбору мы приходим постепенно. Первые впечатления о труде и различных профессиях закладываются уже в раннем возрасте. В школе эти представления расширяются, появляется их оценка, вырисовываются предпочтения.

Но основная сознательная работа по выбору профессии (профориентация) начинается в подростковом возрасте, за несколько лет до окончания школы. Обратите внимание, что осознанный выбор рождается и созревает из подготовительных шагов. Не в последний момент, не после получения аттестата. А с 7-8 класса. Тогда к окончанию школы подросток подходит с достаточно четким видением своего дальнейшего пути.

Что включает в себя эта профориентационная работа, в которой может помочь родитель?

  1. Информация. Ориентироваться в мире профессий, рынке труда и образования помогут специальные книги, сайты, общение с профессионалами. Описаний профессий (профессиограмм) сейчас довольно много и в книгах, и в Интернете. Желательно не только помочь ребенку найти нужную информацию (например, купить книгу), но и обсудить прочитанное (что-то пояснить, узнать впечатления). Проговаривание и обсуждение помогает более глубоко понять и усвоить информацию, чтобы подросток мог сделать обдуманный выбор, опираясь на нее.

Часто на консультации я сталкиваюсь с тем, что ребенок не знает (даже в общих чертах), что из себя представляют те профессии, которые мы обсуждаем. Прежде всего это касается тех профессий, которые не на виду (в отличие от врача, продавца, учителя, журналиста). Например, можно неожиданно узнать, что «логистик — это тот, кто занимается логикой», а «менеджер по персоналу — тот, кто всеми руководит». Поэтому каждый вариант «кем стать», рожденный у ребенка, дополняем вопросами: «Чем тебя привлекает эта профессия?», «Как ты себе представляешь эту работу?». Вопросы эти должны звучать безоценочно и позволять ребенку обсудить свои представления в психологически безопасной среде.

  1. Диагностика. Самопознание — еще один важный шаг к сознательному выбору. Как мы уже говорили, каждый человек обладает уникальным набором личностных качеств, способностей. Знание своих сильных и слабых сторон, предпочтений наряду со знанием объективной информации о профессиях помогает найти самое подходящее. Профессию, которая станет «замком» именно для вашего «ключа». Внимательно наблюдая за ребенком в динамике (с рождения до подросткового возраста), родитель может найти ключевые, самые выраженные и устойчивые особенности своего ребенка. И нужно помочь ему самому их обнаружить и осознать.

Я от души радуюсь, когда на консультацию приходят ребята и родители, имеющие четкое представление о себе. Например, девочка говорит: «Я умею очень хорошо ладить с малышами, поэтому хочу учиться на воспитателя». Или мальчик вдохновенно рассказывает, как мастерит модели самолетов и мечтает выучиться на инженера. Полезен и отрицательный опыт: «Я очень неусидчивый, поэтому работа в офисе мне не подойдет». Сложнее, когда ребенок не знает или игнорирует свои особенности, как в примере с чиновником.

  1. Развитие. Чтобы ключ и замок работали слаженно, ключ нуждается в небольшой полировке и подтачивании. Вряд ли можно найти такой вариант профессии, который бы подходил нам сразу и на 100%. Природа создала нас очень гибкими, готовыми развиваться, меняться, обучаться. Если подросток отдает явное предпочтение какой-то профессии, но чувствует, что в чем-то недотягивает, — это не повод отказываться от своей идеи, а стимул работать над собой. Например, мальчик хочет стать журналистом, но у него «хромает» русский язык. Или девочка хочет быть психологом, но стесняется общаться с незнакомыми людьми. Если по остальным параметрам профессия оказывается подходящей, то стоит попробовать подтянуть русский или обучиться навыкам общения. Помочь развитию может сам родитель, а может доверить это специалистам (репетиторам, психологам и т. п.). Но, хочу подчеркнуть, что важно развивать именно те качества, которые необходимы для желаемой самим ребенком профессии, а не набрасываться на все слабые стороны сразу. Не стоит заставлять технически ориентированного ребенка знать в совершенстве русский язык. Или толкать в группы общения девочку, которой интереснее спокойное рукоделие.
  2. Активизация. Это направление профориентационной работы касается прежде всего глубинного понимания ответов на вопросы «Кто я? Какое место работа будет занимать в моей жизни? Что для меня является самым ценным? Как я могу реализовать свои ценности в работ?». Подростковый возраст — самое подходящее время, чтобы задумываться о таких серьезных вещах. И важно не найти готовые ответы, а понять, что выбор профессии очень тесно связан с остальной деятельностью человека и даже с жизнью других людей. Процессу активизации способствуют беседы — с родителями, в психологических группах или других коллективах. Но важно, чтобы в них не давались «правильные» ответы, а звучали правильные вопросы. Большое разнообразие активизирующих игр для индивидуальной и групповой работы можно найти в книгах Н.С. Пряжникова, признанного специалиста в области профориентации детей.

Если вы никогда не обсуждали эти вопросы с ребенком, попробуйте спросить у него: «Как ты считаешь, для чего нужна работа?». Если в ответ вы услышите, что работа нужна для зарабатывания денег, то наводящими вопросами помогите ему посмотреть на эту тему глубже.

Работа по всем этим направлениям должна идти одновременно. Невозможно выбрать профессию «по себе», опираясь только на знание рынка труда или только анализируя собственные интересы. Когда же подросток рассматривает вопрос со всех сторон, шанс увидеть картину целиком становится очень высоким.

Итак, где же здесь место для родительской помощи и участия? Напоминаю, что основной целью различных профориентационных процедур является не принятие решения за ребенка. Ваша задача — помочь в формировании более зрелого, осознанного, ответственного взгляда на себя и мир профессий, на свой профессиональный путь в целом и каждый выбор в частности. И, зная эти четыре направления профориентации, родитель помогает ребенку двигаться по этому пути, навстречу к зрелому, осознанному выбору — не навязанному извне, а рожденному изнутри и субъективно принятому ребенком.

Диагностируем ключевые особенности

выбор профессии, профориентацияПоговорим подробнее о втором пункте — диагностике. Как узнать ключевые особенности ребенка, на какие из них нужно прежде всего обратить внимание, выбирая профессию?

«Своя профессия», как правило, находится на пересечении трех сфер: интересов, способностей и личностных качеств ребенка. Уровнем выше находятся ценности, о которых тоже стоит помнить, делая свой профессиональный выбор.

Для диагностики интересов, способностей и личностных качеств существуют психологические тесты. Какие-то тесты можно найти в свободном доступе и пройти самостоятельно, но лучше доверить это профессионалам — специалистам по профориентации. Но наблюдательный родитель может многое заметить и без специальных инструментов диагностики. Для этого нужно обращать внимание на наиболее яркие и постоянные качества ребенка.

Что, к примеру, может быть объектом вашего наблюдения?

Интересы: техника, живой мир, риск и физические нагрузки, ручной труд и рукоделие, бизнес и предпринимательство, работа с информацией, политика и общество, общение, искусство и т. д. Обсудите это вместе с ребенком и вместе выпишите то, что чаще всего попадает в круг его интересов.

Способности: интеллектуальные (общая обучаемость, математический интеллект, способность к языкам, дар слова, хорошее пространственное мышление, внимательность и т. п.), творческие (способности к музыке, рисованию, рукоделию и т. п.), физические (выносливость, гибкость, ловкость и т. п.). Школьные и внешкольные достижения в той или иной сфере могут помочь в такой диагностике. Но важно не путать школьную оценку и любовь (или нелюбовь) к предмету с наличием способностей, поскольку на оценку и любовь к предмету влияет гораздо больше факторов, нежели просто склонности ребенка.

Личностные качества: общительность, усидчивость, дружелюбность, настойчивость, критичность, спонтанность, дисциплинированность, эмоциональная чуткость, стрессоустойчивость, любознательность, оригинальность и т. д. Все эти качества не хорошие и не плохие сами по себе, но им нужно найти достойное применение. Для наглядности сравните качества, необходимые воспитателю детского сада и полицейскому. Или качества хорошего бухгалтера и свободного художника. Очевидно, эти портреты совершенно разные.

Выпишите все выявленные качества ребенка (интересы, способности, характер) на лист бумаги и попробуйте подобрать к ним наиболее подходящие профессии. Удобнее сделать это для каждой сферы (интересы, способности, характер) отдельно, а потом найти точки пересечения. Поможет в этой работе хороший кругозор и знание сути различных профессий (о необходимости собирать такую информацию мы говорили выше).

Если же вы сомневаетесь в своих силах, можно обратиться за помощью к специалистам по профориентации, которые помогут вам выявить ключевые особенности ребенка и дадут подходящие варианты профессий. Но при этом итоговый выбор остается за вами (как мы уже говорили, в идеале это выбор ребенка, подкрепленный поддержкой родителей).

Профориентация в динамике

Окончание школы и выбор профессионального образования — это еще не последняя точка в профориентации. Выборы (в том числе в профессиональной сфере) сопровождают нас на протяжении всей жизни. В детстве мы выбираем кружки, в школе — профильные классы и дополнительные занятия, в конце школьного обучения — сферу профессионального обучения. Получив профессию, мы выбираем специализацию, а затем место работы. Жизнь идет, и меняются как объективные условия (рынок труда, спрос на те или иные профессии), так и субъективные факторы (интересы, ценности, особенности характера). То, что вызывало удовлетворение на определенном этапе жизни, может потерять свою привлекательность на в будущем.

Выбирая профессию в подростковом возрасте, нужно быть изначально настроенными на то, что это только один из выборов. И желательно, чтобы он был наиболее подходящим именно на данном этапе. Но вот навыки осознанного выбора, о которых я рассказала сегодня, пригодятся на протяжении всей жизни.

Помогите своему ребенку развить эти навыки: научите обращать внимание на свои ключевые способности, сопоставлять их с особенностями различных профессий и конкретных мест работы, расширять свой кругозор в мире труда, осознавать свои ценности. И тогда он сможет не только сейчас — с вашей поддержкой, но и в будущем — самостоятельно — делать такой выбор на своем профессиональном пути, который приведет его к успеху и внутренней гармонии.

Автор: Ольга Бардина,

психолог, специалист в области психодиагностики и профориентации,

разработчик ряда диагностических методик

 Автор блога для осознанных родителей «Вместе растем»

Источник: журнал “Карьера по душе”, №2

Вы также можете послушать аудиоверсию статьи:

P.S. дополнительно по этой теме Вы можете скачать запись моего вебинара “Выбор профессии: позиция Созидателя и позиция потребителя”. Запись доступна для свободного скачивания здесь.

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

    Комментарии

  • 17:00
    Ответить

    Являюсь ярким примером человека, профориентацией которого родители занимались лишь формально, глубоко не вникая в мои интересы. Их главной задачей было удержать меня рядом и где я буду учиться их особенно не заботило.
    Каков же результат такого подхода – я поменяла несколько профессий, прежде чем нашла ту, которая мне нравится, бросила первый институт. Итого – потеряно где-то 3-4 года и пришлось обучаться в быстром темпе с удвоенной нагрузкой, когда за самые активные годы можно было набираться опыта и жить обычной студенческой жизнью.
    Не могу сказать, что я осуждаю родителей за такое отношение, однако своим детям я не буду желать такого сложного пути в профессию, и постараюсь сделать все, чтобы они определились со своим призванием уже в школьные годы.

  • 17:00
    Ответить

    Оля, как ты права! Выбор профессии – очень важен. Ведь прожить с ней нам предстоит всю жизнь :) Сколько же здесь тонкостей. Я согласна, что в первую очередь, необходимо ориентироваться на интересы. Работа должна увлекать и приносить удовлетворение.

  • 17:00
    Ответить

    Поддерживаю предыдущий комментарий. Очень тяжело было с чем то определиться, когда в воздухе постоянно парили догмы: “Высшее образование обязательно, без него будешь дворы мести (у меня их теперь два), “где родился- там и пригодился”, или ” вот посмотри на….”.

  • 17:00
    Ответить

    Оля, ты права, выбор профессии за ребенка -дело неблагодарное. Старшего гоняла весь девятый класс , сдавали очно в Питере в колледж рекламы: хорошие результаты, прошел на бюджет. Как мы гордились -все ж таки провинция, репетиторов не было, просто домашняя начитанность и занятия. Почему реклама? Нравилось сыну сайтики клепать, администровать игровые порталы, в фотошопе творить. А ведь там оказалось нужно другое: умение выступать, презентовать..Бросил, доучился кое-как в школе. Теперь работает, вроде идет в армию, а только потом поступать будет. Теперь уже он САМ выбрал -художник компьютерных игр. То есть человек, который на попе с мышкой, тихо с сам с собою рисует персонажей и обстановку. А ему уж почти двадцать, еще армия. Вот так, очень нескоро, сделан выбор..
    Второй тоже пошел на гидростроителя не без моего участия, но вроде пока на первом курсе отторжения нет.
    Гришке стоило ляпнуть когда-то, что станет патологоанатомом, все -я записала его во врачи, и он обречен читать Даррела и Углова.. Сидит во мне “позиция сверху”, или это стремление нацелить пораньше, придать осмысленность ежедневности? Есть выбор -есть нужные предметы, литература, кружки в струе, нет -непонятно, в какую сторону вести железной рукой..

    • 17:00
      Ответить

      Лада, спасибо за личный пример. Это, кстати, не только к профориентации относится. Это проявление более общего принципа: люди, как правило, не ценят то, что получают даром. Даром – во всех смыслах, не обязательно в финансовом. А когда выбор делают родители, ребенок остается пассивным. И даже действительно хороший, близкий ему по духу вариант образования могут совершенно не оценить. Другое дело свой выбор. Да, он может быть и ошибочным, но пройдя этот путь поиска себя, осмысления себя, своих возможностей и потребностей, человек (уже даже рука не поднимается написать ребенок) внутренне растет.

  • 17:00
    Ответить

    Меня родители в свое время не отпустили поступать в другой город. Из-за собственных страхов, конечно! Я долго об этом жалела. Со своими сыновьями старалась действовать по-другому.

  • 17:00
    Ответить

    Бесподобно замечательный пост. Хоть сейчас расплачься, что не ничего подобного не знала тогда, когда стояла перед выбором своего дела… Вследствие чего витала в облаках на протяжении непозволительно длинного времени.
    Спасибо за такой подробныйц обзор!

    • 17:00
      Ответить

      Надежда, я рада, что этот пост у Вас откликнулся.

  • 17:00
    Ответить

    Информация по этому вопросу есть в книге Как помочь ребёнку выбрать профессию, посмотрите в интернете. Вот ссылка https://ridero.ru/books/kak_pomoch_rebyonku_vybrat_professiyu/

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

10 августа 2017
Almira
Как помочь ребенку выбрать профессию по душе?
Информация по этому вопросу есть в книге Как помочь ребёнку выбрать профессию, посмотрите в интернете. Вот ссылка https://ridero.ru/books/kak_pomoch_rebyonku_vybrat_professiyu/
01 августа 2017
Алина
Как легко и радостно чистить зубы ребенку в год
Детям нужно обязательно чистить зубы, когда только появиться первый зуб. Желательно выбирать пасту без фтора, а также щетку не очень жесткую.