Нужен ли ребенку детский сад: мнение многодетной мамы

кому нужен детский садАнна Наумчук:

Кому нужен детский сад?

Я долго обдумываю эту тему. Поскольку и для меня, мамы со стажем, она все равно является насущной. Я общаюсь среди мам с детьми, и часто разговор заходит на тему детского сада. Всех своих знакомых я делю на три категории: кто однозначно за нужность и полезность сада, кто твердо против и сомневающихся. Убеждать в том или ином я не буду, слишком мы все разные.  Моя статья для сомневающихся. Итак, нужен ли ребенку детский сад? Если да – то кому и при каких условиях?

Предубеждение

Совсем недавно я встретила свою знакомую (мы вместе рожали, я – младшего, она – первого в 34 года). Первый вопрос: “А вы уже ходите в сад?” И тут же ответ: “А мы уже”, – и тут же, что ходит плохо, часто болеет. Я смотрю на худенького мальчика в большой теплой куртке, он старше моего младшего на несколько дней, ему только исполнилось 2,5 года. Ему нужен детский сад? К сожалению, я знаю ответ. Нет, не нужен. Это я точно знаю, как молодая мама, которая отвела своего старшего сына в сад, когда ему было 2,7.

Нет, конечно, я не стала убеждать свою знакомую, что еще рано, что социализация ему еще не нужна, что детский сад когда-то и теперь две абсолютно разные вещи. Эта мама со стойким убеждением, что ее ребенку просто необходим детский сад.

Убеждения из детства

Да, все мы ходили в детский сад. Одни больше, другие меньше. Но тогда было другое время. Во-первых, декретный отпуск всего до 1,5 лет и твердая установка государства “Мама должна работать”. Государство создавало для этого все условия – ребенок беспрепятственно попадал в детский сад, с хорошим питанием, с режимом и трудовым воспитанием. “Воспитание гражданина” – удобного, послушного, любящего Родину и партию. Да и школа была другой. Раньше в начальной школе – учили и не требовали особых знаний перед школой.

детский садА что сейчас? Все чаще я слышу жалобы родителей на питание в саду. Спросила недавно у знакомой – сколько стоит обычный сад в день. Она назвала такую минимальную сумму (это за питание), что я сама удивилась – обед в школе стоит дороже. А ведь это только обед. а то питание за день. Нет, это не повод для гордости, это подов для плача.

Обучение в игре. Может, где-то оно и есть, но не в наших садах. Мама моей невестки еще два года назад работала воспитателем в детском саду, выпустила старшую группу и ушла. Я спрашивала – а как же обучение (буквы, чтение, счет), самое простое. Инструкция предписывает – только рассказывать, не обучать (!!!), кто что запомнил, прослушал – то и его. Это метод высшего обучения, но не 5-леток. Это студенту «бросают» важную мысль и название книги. Но не ребенку, неусидчивому, невнимательному.

Что еще. Социализация. О чем Вы? Вы думаете Ваш ребенок не выживет в мире, если не будет посещать детский сад? Что Вы сами не в состоянии научить ребенка ходить на горшок, кушать вилкой, одеваться, различать право-лево и многое другое? А общаться с разными людьми, выражать свои чувства, защищать границы, решать конфликты и договариваться ребенок учится не в саду, а на Вашем личном примере. Ежедневно наблюдая за вами, вынося свои примеры и решения из обыденных ситуаций. “Дети учатся у жизни” (Дороти Найджел).

Домашний = диагноз

В общем, путем личного опыта, я пришла к решению, что сад не может ничего дать моему ребенку того, чего не могу дать я. Режим, навыки самообслуживания, питание, обучение. Все это мы прошли со старшим сыном.

После неудачных попыток ходить в детский сад, постоянных болезней и новых диагнозов, я решила воспользоваться правом и продлила декретный отпуск. По нашему законодательству такое возможно, мы были у областного иммунолога, сдавали иммунограмму. На работу я вышла, когда Мишке исполнилось 5 лет. Это был трудный выбор. К сожалению, он был не совсем верным. Будь я дома, наши успехи в начальной школе, были бы выше.

Вообще, наш диагноз (записанный у нас в медицинской карте), кроме всего прочего – ЧХД (укр – часто-болеющий ребенок). А еще “гланды 1 степени, аденоиды второй, и имунно-дефицитное состояние 2 типа” (это не СПИД, так наши врачи обозвали низкий иммунитет слабых детей). Вообще, говоря про здоровье, в нашем регионе (Киевская область) слабые мамы = слабые дети. Через 20 лет после ЧАЕС количество выкидышей на сроке до 12 недель, выросло до 57% (одно из научных исследований). Очень часто женщины даже не замечают более обильного кровотечения, незначительной боли, о нарушении гормонального фона можно узнать только из дорогих анализов. (Я сама изучала этот вопрос после двух неудавшихся беременностей, врачи так и не смогли мне назвать точной причины). Через два года оказалось, что таки дело в гормонах. Сейчас по статистике 70-80% всех беременных женщин в первую половину беременности дополнительно пьют гормоны (и далеко не всегда делают при этом гормональные анализы, чаще врачи назначают гормоны для перестраховки).

Это я к тому, что часто болеющий ребенок в наших условиях – ничего удивительного. Наша родительская задача – наоборот, поддержать и укрепить иммунитет у слабого ребенка, а не кидать его “в бой” – переболеет.

детский садЯ не устаю повторять слова нашего областного иммунолога: “Переболеет в 2-3 года или в 5-6 лет – это разные вещи. Да, будет болеть, но иначе”. Да, это полностью подтверждает наш опыт. Если в 2-3 года, почти каждая вирусная инфекция заканчивалась бронхитом и лечением антибиотиками, то в первом классе (6 лет) мы неделю лечили сопли и поверхностный кашель и вылечивались. В детский сад мы ходили два-три дня и заболевали. А тут не болели целый месяц. В первом классе мы болели раз в месяц, а сейчас (через 4 года) – 2-3 раза за учебный год. Теперь у нас уже нет страшных диагнозов и общая группа здоровья.

Самым главным на нашем пути было соблюдение простых правил (из рекомендаций иммунолога):

– ежедневные прогулки (при любой погоде),

– полноценное сбалансированное питание,

– режим дня (сон, отдых, подвижные игры),

– особое внимание в осенне-зимний период и выздоровления,

– витамины.

Адаптация к школе

Поверите ли, но в период начальной школы, никаких особых проблем с общением со сверстниками или адаптацией к школе, у нас не возникло. Мишка – очень общительный, активный ребенок, находящий себе друзей вокруг себя. Хотя в нашем классе домашних детей было около половины.

Его можно назвать “режимным” – у нас не было проблем с ранним подъемом или укладыванием вечером. Мы успевали и уроки сделать, и погулять.

Более того, к 4-му классу, у нас было 8 многодетных семей (из 27 человек), почти все имели братьев и сестер. Они договаривались в школе, так же, как и дома.

Я помню, как в первом классе на уроке рисования дети рисовали цветок и Мишка нарисовал стебель, листья и корень. С явным недоумением – как же цветок может быть без корня? Если рисовать – то все вместе.

Альтернатива

Всегда есть два пути. Конечно, бывают ситуации, когда маме нужно выйти на работу, или это будет работа на несколько часов. Или маме просто нужно время на себя, домашние дела (хоть один день в неделю). Тут важно найти альтернативный саду вариант. Это может быть няня, бабушка, крестная.

Это может быть частный детский сад на полдня или развивающий центр. Мы посещаем занятия два раза в неделю уже больше года. Начали, когда средний почти замолчал (в 2,5). Тогда мы ходили на занятия вместе с мамой (без меня он не соглашался), и я “училась” вместе с ним. Я наблюдала за очень талантливым педагогом и мамой. Обучение было в процессе игры, незаметно, ненавязчиво, без приготовлений, с любой игрушкой. Я училась “обучать, играя”. И удивлялась, как многое можно сделать, показать, научить. Незатейливые поделки из простых вещей. Простые песенки, легко запоминающиеся упражнения.

Сейчас мы ходим в другой центр, ближе с домом. У меня есть час времени на магазины. Коля остается сам, с удовольствием идет на занятия. А дома мне помогает книга Марины Суздалевой “Дома с мамой.  Система развития ребенка от А до Я”. Это самое толковое, практическое и легко применимое пособие для мам.

Занятия дома можно сделать удобными и полезными. Главное – точно знать, чему именно Вы хотите научить ребенка. Каким практическим навыкам, какие знания хотите донести, что хотите заложить в детскую душу. Какие детские воспоминания будут у Вашего малыша? Домашние праздники, веселые прогулки, яркие впечатления, семейные традиции.

Кому нужен детский сад?

кому нужен детский садДетям в 2-3 года нужен Дом, Семья, чувство защищенности, безусловного принятия и любви. Лучше вас этого никто не сделает. Поэтому в таком возрасте, детский сад больше нужен – маме. Когда она устала дома и от дома, от постоянной суеты, безвылазности, без помощников, от быта.

Большинство мам, выходя из декрета, мечтают вернутся в прежнюю жизнь – до декрета, просто “сдав ребенка в сад”. Нет, перемен не будет, будет еще большая загруженность, он будет также болеть, а еще будет чувство вины, что Вы что-то упускаете, недодаете. Постоянно на чаше весов будет дом, работа и ребенок. Детский сад – это не решение, не выход.

Выход в другом – баланс. Пока Вы сами не сбалансируете свою жизнь, ничего не изменится.

Детям в 4-5 лет сад может быть полезным, но не необходим. Тут и сверстники, и игры, и яркие праздники.

Поскольку сейчас в первый класс идут шестилетки и в 5 лет нужно начинать (или продолжать) дошкольное образование, мои младшие сыновья в детский сад не пойдут. Мне искренне жаль, тех детей, которые после дня в детском саду, вечером еще идут в развивашку, где их учат читать и считать. И если в школе “начинается взрослая жизнь”, то где же само детство? До трех лет? Нет, нет, я хочу для своих детей немножко дольше.

Анна Наумчук, многодетная мама (сыновья – 10, 3 и 2 года), автор  и ведущая рассылки “Домоводство с Аннетте”: http://subscribe.ru/catalog/home.help.domobodstbo

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

    Комментарии

  • 23:50
    Ответить

    Подпишусь по каждым словом!!! Спасибо. У меня есть ещё одна веская причина, почему не хочу ходить свою дочку в детский сад, очень эгоистичная. Она в том, что сейчас мы вместе почти всегда. Я нужна ей и необходима. И мне потрясающе хорошо от того что можно так много времени быть с ней рядом. Но вот она подрастёт, станет школьницей, у неё появляться друзья, уроки, свои занятия. И хоть я по прежнему буду ей нужна, она уже не будет все время рядом. А потом она повзрослеет, переедет… Поэтому я не стану делить эти короткие 5-6 лет с каким-то садом. Они будут только наши:))

    • 23:50
      Ответить

      Ой, Анастасия, какие близкие для меня мысли Вы написали, я даже плачу иногда, когда думаю о том, что детишки мои вырастут и уже во мне так нуждаться не будут. А сейчас они такие маленькие,сладкие, беззащитные и только мои)))

  • 23:50
    Ответить

    Всему свое время. Есть возраст, когда ребенку больше всего на свете нужны любовь, забота и внимание самых близких. И хорошо, когда это взаимно. И очень удивляет (мягко говоря), когда мама (был такой случай) приходит в детский сад и говорит: “Моему сыну уже год и три месяца! Ему так не хватает общения с детками, а он так хочет, так хочет с ними общаться! Возьмите его, пожалуйста, в детский сад!”
    Ну что тут скажешь?!..

    • 23:50
      Ответить

      Да, всему свое время, причем у каждого индивидуально. Мы попробовали сад в 4 года. Но, как оказалось, даже в 4 года не дозрели – ни эмоционально, ни физически. И для меня это была подсказка, что нужно быть дома. И социализироваться другими способами. И что я ребенку нужна, даже несмотря на то, что ему УЖЕ :) 4 года. Да, иногда нам кажется, что ребенок УЖЕ большой (кому-то так кажется в год, кому-то в три, кому-то в 10 – но ребенок от этого не перестает быть ребенком, с абсолютно естественными потребностями – получать любовь, заботу, внимание).

    • 23:50
      Ответить

      А почему вы думаете, что ребенок не может хотеть в этом возрасте общаться? У меня дочь приставала с 1,5 лет к другим детям на улице, лезла с ними обниматься. И в 2 года с удовольствием пошла в сад (это было счастье, потому что другого выбора кроме сада для нас в тот мометн не было ). А дома она скучала по саду, и в долгие выходные (если выходные складывались с праздничными днями) просилась в сад и говорила, что скучает по деткам. Другой вопрос, что это скорее исключение. Чаще всего ребенку все-таки больше нужна в этом возрасте мама

      • 23:50
        Ответить

        Конечно, индивидуальные особенности никто не отменял, но общие тенденции развития ребенка таковы, что социальные потребности просыпаются только с трех лет (в среднем). До этого ключевое – это все же познания мира, а не установление отношений.

  • 23:50
    Ответить

    “…что сад не может ничего дать моему ребенку того, чего не могу дать я….” – у меня были ровно такие же мысли. И про любовь, семью и ласку я с вами тоже полностью согласна. В России бы ни за что не отдала дочь в садик. Сейчас ей пятый год и она начала ходить в садик. Но не в России. В Праге. Отдали ее только для того, чтобы она легче учила язык, без репетиторов, в коллективе. Не хотелось, чтобы она “учила уроки” еще до школы. Результат отличный!! Ребенок уже вовсю лопочет по-чешски, правда, на вопрос Где лучше? не задумываясь отвечает “Конечно, с мамочкой!!!”
    А я каждый день бы хотела ее забрать и окружить опять любовью, лаской, заботой. Но. Что еще я заметила. Среди нас, людей, ее обожающих, дочка растет такой доброй, ласковой и когда она сталкивается с не совсем хорошими проявлениями человеческих мммм…черт характера, скажем. То…она теряется, спрашивает меня почему же так?! А в садике стала более приземленной, хотя в душе все тот же ласковый малыш :)
    Не стоит отдавать своих детей в садик, только потому что “надо” или кто-то “а мы уже!”. Согласна с автором на 100% – надо чувствовать своего малыша. Все остальное вторично.

    • 23:50
      Ответить

      Виктория, спасибо за ваш опыт.

  • 23:50
    Ответить

    Я, видимо, буду из другого лагеря. Оба моих ребёнка посещали садик с двух лет. Т.е. младшая всё ещё продолжает посещать, последний год, потом в школу.
    Во-первых, не соглашусь с тем, что советские садики были лучше. Хуже они были по всем пунктам. Самое главное – воспитатели. Тогда другие установки у людей были, поэтому и воспитатели – скорее строгие и бескомпромиссные. Старший сын начал ходить в садик в селе, там, как раз такие воспитатели ещё работали. Потом перевела его в городской сад. Небо и земля. Здесь уже другое поколение воспитателей было, другие подходы. Но это всё ещё в 90 годы было. Как говорит мой сын «при динозаврах» ;) Когда повела младшую в садик, ещё больше удивилась, насколько замечательные люди теперь там работают, действительно профессионалы. Про питание могу сказать – то, чем кормили в советских садиках, было просто не съедобно. Сейчас смотрю на меню у дочки – я дома не могу её кормить так вкусно, разнообразно и полезно. Давайте по честному, вы готовите первое, второе и третье каждый день? Я нет. Среди моих знакомых нет никого, кто бы готовил. А то, что готовлю, не очень подходит для детского питания. В садике же ни разу не видела, чтоб кормили жареными котлетами или жареной картошкой. А садиковские рыбные тефтели дочка просто обожает (я даже не знала, что такие бывают).
    Про оплату – наш садик стоит 99 рублей в день. Но это не значит, что их там на эту сумму кормят. Родительская плата это 20% от всех затрат, остальное за счёт государства.
    Про обучение – им там столько интересного рассказывают и показывают. Просто удивляюсь, когда слушаю рассказы дочки. Много мне бы в голову не пришло, например, о коренных народах севера. Да я и не знаю про них столько.
    Про болезни. И сын, и дочка болели, когда начали посещать садик. Сын месяца три посещал по графику неделю ходим, две болеем. Потом все наладилось, болел 2-3 раза за год.
    Дочку мы в 2 года повели в мини-садик. Так у нас услуги няни называются. Там было всего 5 детей. За полгода дочка болела 9 раз. Да, было тяжело. И морально, и физически. Наш детский врач за голову хваталась: «как вы в садик пойдете, где 20 человек в группе?». А пошли и ничего, болели не больше других. По опыту своему и других знакомых могу сказать, что болеют все. И не потому, что в садике плохо за ними смотрят, на прогулке ноги промочил, форточку не закрыли и т.д. Кто-то меньше болеет, кто-то больше. Если ребёнок в сад не ходил, значит, в школе этот этап проходить будет.
    Теперь про общение. У меня не получается полноценно уделять время ребёнку, когда мы все дома. Вот думаю, будут выходные, мы и погуляем, и поиграем, и что-нибудь интересное придумаем. В результате в лучшем случае погуляем. Не знаю, почему так получается.
    А вот в рабочий день: на работу сходишь 8 часов поработаешь, ребёнка из садика заберёшь, по дороге на пару детских площадок завернём – погуляем. Дома еду приготовишь и поиграть успеешь и почитать. Не знаю, может совесть мучает, а мне кажется, просто соскучишься за день, вот и хочется побольше внимания уделить. В общем, у нас яркие впечатления, приятные воспоминания, любовь, забота и внимание как раз от будней. А от выходных только подожди, да сейчас.
    В общем, я – двумя руками за садик.

    • 23:50
      Ответить

      Светлана, я бы не сказала, что тут “разные лагеря”. Статья – скорее за осознанное отношение к тому, отдавать ли ребенка в садик. По крайней мере, я вижу так.

  • 23:50
    Ответить

    Основываясь на своих воспоминаниях о детском садике, я не хотела отдавать и дочку. Помню, как было здорово, когда мама меня забирала пораньше. Или мы вообще не шли в сад по болезни. Казалось:”вот где свобода!”.
    Теперь, став сама мамой двух детей(5 и 2), я не вожу их в садик. И сколько же я встречаю за это осуждения и “добрых советов ” от общественности.Я буквально- белая ворона.
    Дома мы успеваем и позаниматься, и погулять, и почитать.Малыши уверены в этом мире, напитаны любовью. Думаю, лучше в детстве укрепить их внутренний стержень, тогда и во взрослой жизни они смогут спокойнее выдержать проблемы . Хотя моей мамы давно нет на зеиле, меня ее любовь всю жизнь поддерживает.
    Иметь возможность быть с детьми это такое счастье и польза. При этом я каждый день работаю скайп-преподавателем языков. Дети в это время шебуршатся рядышком, знаюи, что нужно вести себя тихо.

    • 23:50
      Ответить

      Хорошо, что детки сознательные и помогают.

  • 23:50
    Ответить

    Добрый день!
    Я редко комментирую, сейчас захотелось поделиться. Мои дети все ходят в один сад: старший пошел с 3-х лет, остальные с 2 – в ясли. Ходили в один и тот же сад, к одним и тем де воспитателям. Все не хотели ходить, особенно мальчишки, дочка ходила более-менее., иногда даже нравилось.
    Сейчас третий ребенок ходит последний год, ходить не хочет, но уходить оттуда тоже не хочет. И четвертый пошел в младшую группу…
    Это – предыстория.
    А теперь то, ради чего я все это пишу. Четвертый уже отходил год в ясли, было много нежелания, но я была беременна пятым и много еще было причин, почему мы редко ходили, кстати, он почти не болел… В этом году у меня на руках младенец, очень переживала, как буду водить двоих в сад, с малышом на руках, вдруг четвертый будет категорически против, капризничать, я не представляла себе этот процесс, просто “будь что будет”.
    И случилось чудо – в связи с этими реформами в образовании в наш сад пришли воспитатели и нянечка из другого сада (в который раньше было не попасть), и четвертый попал к ним. И первый раз за 10 лет посещения моими детьми сада я в пятницу слышу тт ребенка: когда мы уже пойдем в сад?. Он идет туда с огромным удовольствием. Для меня это – откровение. Это был самый несадовский ребенок из моих детей, с появлением малыша он не отходил от меня ни на шаг.
    Может, кому-то мой опыт поможет принять решение… Ищите хороших воспитателей, они – главное в этом вопросе:))).

    • 23:50
      Ответить

      Согласна, что личность педагога – самое главное. У нас самих с садом не сложилось (по крайней мере, со старшим сыном; с маленьким я пока не загадываю). Не сложилось и по эмоциональным причинам, и по здоровью. А в общем-то, эти две темы сильно связаны. Пока решили жить в домашнем режиме. Я не являюсь фанатичным противником детского сада. Я много думала об этом, и даже созрела попробовать ))) Но в нашем случае это оказалось слишком большой нагрузкой на здоровье (при том, что в других обстоятельствах я бы не сказала, что ребенок болезненный).
      Мне кажется, главный посыл в этой статье – об осознанности. Понимать, почему/зачем я отдаю или не отдаю ребенка в сад. И наблюдать, что происходит, будучи готовой в любой момент поменять свой выбор.

    • 23:50
      Ответить

      Света, хочу вас поздравить с рождением пятого малыша :) У нас в прошедшем году пока только второй родился, но уже дал жизни “новый ветерок” перемен. Кто-то из великих (не помню точно) сказал, что в доме должны быть все время малыши. Сначала свои дети – мал, мала, меньше. Потом внуки. И так бесконечно.

  • 23:50
    Ответить

    И продолжу: моя сестра работала в школе, говорила, что несадовских детей видно сразу, им сложнее налаживать коммуникации с одноклассниками. Этап социализации должен быть пройден, чем раньше, тем лучше, ведь само это не происходит. Те же самые проблемы “отпускания детей” Вам, как родителям, придется решать в школе и дальше. Иначе Вы будете работать, а дети – всегда “копошиться рядом”. С чего Вы взяли, что им захочется идти в школу или в институт, ведь рядом с мамой – тепло, хорошо и безопасно? Общество никуда не денется, и им придется жить в таком обществе, как бы мы, родители этого не хотели.

  • 23:50
    Ответить

    Отчасти согласна со статьей. И про любовь, и про теплоту и про все остальное. Я сама не ходила в сад. но дочку в сад отдала рано в силу сложных жизненных обстоятельств. К счастью дочке в саду нравилось. особых проблем не было. Болела дочка как ни странно мало (гораздо больше раз она болела в тот год, когда родился сын, и я думаю это больше самотическое, как и болезни в саду во время адаптации). И когда яотдавала дочку в сад, я была еще молодой и думала совсем не о тех проблемах (больше о средствах к существованию, чем о том как будет себя чувствовать дочка в саду).
    С сыном я не хотела расставаться. Но в прошлом году он стал проситься в сад сам (старшая ведь уходила, а ему одному было дома скучно, сыну было 2,4). Стали ходить на пол дня. Домой забирала с боем. Но мне так не хватало моего малыша под боком. Забирала его после обеда, кормила грудью, укладывала спать себе под бочок… Лето оба ребенка провели со мной (у младшего лето получилось с апреля по ноябрь). Недавно снова пошли в сад. Так же ходит с удовольствием, просчится туда. На предложение остаться дома отвечает отказом. Но мы ходим в частный сад. А по сравнению с муниципальным – это небо и земля. Сейчас ни за что н еотдала бы ребенка в муниципальный детский сад.
    В общем подводя итоги могу сказать, что решая вопрос с детским садом нужно ориентировтаься на ребенка и маму, выбирать хороший садик, хорошего воспитателя и смотреть на реакцию ребенка. Если ребенку все нравится, не стоит отказываться от сада совсем.

    • 23:50
      Ответить

      Я альтернативные варианты (типа частного сада, или мини-сада, куда дети ходят без сна и на несколько часов) тоже не отметаю. А вот с государственным не срослось. И больше экспериментировать на здоровье не хочется.
      Кстати, когда читала книгу психолога Анны Быковой (она как раз в детском саду работает), то запомнила эту мысль: когда дети ходят в сад по необходимости родителей (т.е. родители не могут не отдать в сад – например, мама с ребенком одна и вынуждена работать), то дети адаптируются легче и быстрее, чем тем, кого родители “если что” могут забрать. Мы как раз попали в разряд “если что” ))))

  • 23:50
    Ответить

    Интересные размышления в статье о детском саде, и не менее интересные в комментариях. Но я придерживаюсь мнения, что всё зависит от людей, которые там работают – и тут уж кому из детей как повезёт.

    • 23:50
      Ответить

      Нам со старшим сыном повезло в 5,5 лет – только теперь ходим так, что я не сомневаюсь в том, что это ему на пользу. До этого все попытки были мучительными и ему, и мне.

  • 23:50
    Ответить

    Дочка вышла на работу, когда сыну было год и три (по необходимости, а не из-за большого желания проводить все время на работе). С внуком по очереди сидим мы с моей мамой и папой ребенка. Сейчас ему 2,5 года и ждем осени, когда дадут детский сад. С одной стороны, не хочется его туда отдавать, с другой – я вижу, что ему это надо – общение с другими детками.Если бы была возможность не работать, то думаю, дочка бы до школы не стала его отдавать в садик.

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

10 августа 2017
Almira
Как помочь ребенку выбрать профессию по душе?
Информация по этому вопросу есть в книге Как помочь ребёнку выбрать профессию, посмотрите в интернете. Вот ссылка https://ridero.ru/books/kak_pomoch_rebyonku_vybrat_professiyu/
01 августа 2017
Алина
Как легко и радостно чистить зубы ребенку в год
Детям нужно обязательно чистить зубы, когда только появиться первый зуб. Желательно выбирать пасту без фтора, а также щетку не очень жесткую.