Кризис одного года

кризис одного года

Итак, пройдя период младенчества и освоив множество новых навыков, ребенок подходит к этапу качественного скачка в развитии, предполагающего перестройку всей системы отношений и деятельности ребенка. В психологии этот период носит название кризис одного года – и как любой критический период, он весьма непрост и для малыша,  и для родителей.

Содержание кризиса первого года жизни может быть выражено следующими тремя основными моментами. Первый из них – становление ходьбы (на данном этапе ещё нельзя сказать о ребёнке, ходящий он или неходящий, т.е. есть какие-то попытки, но полного созревания ходьбы  ещё не произошло). Овладение ходьбой дает ребенку физическую самостоятельность. Второй момент относится к речи. Здесь мы опять же имеем такой процесс в развитии, когда нельзя сказать, является ли ребёнок говорящим или нет (это латентный период становления речи, который длится приблизительно 3 месяца). Третий момент связан с аффектом и волей. У ребёнка возникают так называемые гипобулические реакции, которые проявляются в первых актах протеста, оппозиции, противопоставлении себя другим. По мнению Выготского, эти гипобулические проявления ребёнка вытекают из трудности взаимного понимания. Ребенок стремится к автономии (правда, это еще неполноценная автономия, но вместо симбиоза взрослый-ребенок теперь складывается ситуация “взрослый И ребенок”, то есть ребенок в некоторой степени отрывается от взрослого и начинает познавать мир человеческих предметов).

Новой социальной ситуации (ребёнок теперь живёт не вместе со взрослыми, а через взрослого, с его помощью) соответствует и новый тип деятельности ребёнка – предметная (манипулятивная) деятельность, связанная с усвоением общественно выработанных способов действий с предметами.

Из трёх описанных выше моментов речь более всего связана с возникновением детского сознания и с социальными отношениями ребёнка. Существуют различные теории о том, как происходит становление речи человека. По мнению Выготского, социальная ситуация развития приводит к возникновению у ребёнка многообразной потребности общения со взрослыми. Для удовлетворения данной потребности ребёнок создаёт средства общения, которые не будучи ещё речевыми средствами, являются некой подготовительной ступенью для развития речи. Как и всякий кризис, данный этап является переходным. Переход от безъязычного к языковому периоду развития совершается посредством автономной детской речи. Каковы же особенности данной речи? Во-первых, от речи взрослого её отличает специфическое фонетическое строение (обычно это такие слова, как «пу-фу», «бо-бо», «уа», иногда обломки наших слов). Во-вторых, детская речь отличается своей смысловой стороной: от первоначального значения ребёнок переходит к ряду других значений, которые вытекают из отдельных частей картины; значение слова охватывает целый комплекс вещей. В-третьих, общение с помощью такой речи возможно только между ребёнком и теми людьми, которые понимают значение его слов. Общение с детьми в данный период возможно только в конкретной ситуации. Слово может быть употреблено в общении только тогда, когда предмет находится перед глазами. И, наконец, в-четвёртых, наблюдается совершенно своеобразная связь между отдельными словами. Этот язык обычно аграмотичен, не имеет предметного способа соединения отдельных слов и значений в связную речь. Здесь господствуют законы объединения междометий, переходящих друг в друга, напоминающих ряд бессвязных восклицаний, которые мы издаём иногда в сильном аффекте и волнении.

В отличие от слов взрослого человека, которые могут замещать ситуацию, слова автономной речи этой функции не имеют, а имеют только назначение выделить в ситуации что-то одно. В автономной детской речи значения слова ещё непосредственно отражают тот или иной предмет, ту или иную ситуацию, но не отражают связи предметов между собой, что говорит об особенности значения слова автономной речи – оно не постоянно, а ситуационно.

Рассматриваемый этап в становлении речи соответствует своеобразному этапу в развитии мышления: оно приобретает какие-то начальные черты словесного речевого мышления, но такого, которое ещё не может быть оторвано от наглядного. При этом слова могут соединяться только таким образом, чтобы отражать связь непосредственных впечатлений, то есть мышление на данном этапе ещё чрезвычайно не самостоятельно.

Таким образом, по мнению Выготского, автономная детская речь – необходимый период в развитии всякого нормального ребёнка, и её по праву можно назвать центральным новообразованием рассматриваемого критического возраста.

Все приобретения ребёнка в критическом возрасте носят преходящий характер (если они сохраняются на всю жизнь, то это ненормально). Аналогично и главное приобретение кризиса первого года жизни – автономная речь – исчезает вместе с окончанием критического возраста.

Итак, начало и конец периода автономной детской речи знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни. На данном этапе действительно невозможно сказать, есть ли у ребёнка речь или нет, так как речь в нашем смысле слова у него отсутствует, но нет и бессловесного периода, поскольку он всё же говорит. Когда наконец автономная речь заменяется настоящей, кризис одного года заканчивается и наступает новый период в развитии ребёнка – раннее детство.

 

Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи.
Лучшие статьи – с доставкой на дом!

Введите e-mail:
Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

    Комментарии

  • 15:50
    Ответить

    Хорошая статья. Слышала, что есть кризисы 3-х, 7-ми лет и т.д. Но по личному опыту кризисы начинаются от рождения и плавно перетекают из одного в другой без перерывов.

  • 15:50
    Ответить

    Даже и не знала, что существует кризис одного года. Спасибо. Будет полезно снохе – отправила ей ссылку.

  • 15:50
    Ответить

    Поздравляю Вас со светлым Праздником Воскресения Христова! Желаю радости, добра, любви и гармонии в этот чудесный день!
    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    • 15:50
      Ответить

      Взаимно! И Вас с праздником!

  • 15:50
    Ответить

    Да, это первый серьезный переходный этап в жизни ребенка, дальше кризисы идут по нарастающей. В общем-то, это и хорошо, родители могут постепенно готовиться, а не так, чтобы пятнадцать лет все было идеально, а потом вдруг раз – и пубертатный период :).

  • 15:50
    Ответить

    Кризис одного года мы благополучно прошли, впереди следующий кризис – трёх лет, и мне кажется он уже начинается, хотя нам только 2года 3 месяца.

  • 15:50
    Ответить

    Оказывается “кризисы” нас поджидают уже на первом году жизни)
    Хорошо что он быстро заканчивается)

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

21 августа 2017
Ольга (Время пения)
Как креативно сообщить мужу о беременности?
Мне понравилось про фотографию на рабочем столе компьютера. Я так и представила...))) Интересные идеи!
21 августа 2017
Вкусые подарки
Как правильно наказать ребенка за непослушание?
Для женщины беспроигрышный вариант - это посуда.