Кто и чем наполняет наших детей?

влияние на ребенкаМеня давно уже волнует вопрос о том, кто и что больше всего оказывает влияние на формирование личности ребенка. С одной стороны, кажется все просто: воспитание – это прежде всего роль родителя, плюс, в несколько меньшей степени, влияние воспитателей и учителей в рамках системы образования. Возможно, так и было когда-то, но нам, современникам информационной эпохи, не так-то просто это представить. Сейчас настолько велика роль различных информационных средств (от банального телевизора до более скрытой пропаганды – на коробках с пластилином или детскими карандашами), что роль родителей всё больше отходит на задний план. Хотя вряд ли кто-то из родителей сознательно согласился бы на то, чтобы его детей воспитывало случайное окружение. Что же можно сделать, чтобы минимизировать отрицательное влияние ложных ценностей, непрофессиональных педагогов, деформирующих личность ребенка? Как повысить родительский авторитет? Как найти достойных помощников в воспитательном процессе?Для меня это очень животрепещущие вопросы. Да, пока ребенок маленький, и я могу быть постоянно с ним – воспитание, нормы, ценности идут прежде всего из семьи. Но дети растут, и продержать ребенка всё детство “под колпаком” не только невозможно, но и вредно. Для меня, например, мысль о том, что когда-то сын пойдет в детский сад (возможно) и в школу (точно), до сих пор является пугающей. Что будут транслировать педагоги? Что он впитает от сверстников? Не подумайте, что я против школы или общения с другими ребятами. Нет, я понимаю, что это абсолютно нормальная, неотъемлемая часть детства. И не забыты еще понятия дружбы, любви, заботы, помощи, ответственности, доброты. И вполне вероятно, что именно в школе или среди друзей ребенок получит основной опыт понимания того, что стоит за этими понятиями, осознает их смысл и ценность. Но, с другой стороны, переполненность общества (в том числе, и детского) ложными ориентирами – моды, погони за новинками, ориентации на выгоду, жажды удовольствий – заставляет снова и снова возвращаться мыслями к вопросу о том, как уберечь и защитить от такого влияния.

Я не буду давать готовые рецепты. Для меня самой это во многом всё еще поиск. Но очень хочу привести отрывок из книги Шалвы Амонашвили “Баллада о воспитании” (я уже писала об этой сильно впечатлившей меня книге и обещала поделиться наиболее запомнившимися моментами – вот и пришло время). В этом отрывке речь идет именно об этой грани процесса воспитания – его открытости к многочисленным влияниям. И при этом Шалва Амонашвили завершает отрывок ценными советами о том, что мы, родители, можем сделать, чтобы ребенок не сбился с пути, не попал под влияние ложных ориентиров.

Буду очень рада, ели поделитесь своими впечатлениями, мыслями и личным опытом по этому вопросу.

 

Интермедия

о Светоносцах

Воспитание не есть закрытый процесс. Его невозможно закрыть в помещении, а Ребёнка невозможно изолировать от внешнего мира.

Воспитание – это как сама жизнь: оно – открытый процесс, и в него может войти любой – и добрый, и злой. Добрый войдёт с добрыми намерениями, а злой – со злыми.

Люди, которые войдут в воспитательный процесс и усилят его влияние, отчасти нам известны. Это есть профессиональное педагогическое сообщество: воспитатели детского сада, учителя школы, учителя из разных образовательных сфер (музыкальные, художественные, спортивные школы, центры детского творчества). Им предписано не только учить, но и воспитывать.

Со временем мы увидим, что многие из них проявят особую заботливость к своим воспитанникам и ученикам, потому что любят свою профессию, любят детей. А некоторые из них станут душой для нашего Ребёнка. Эти некоторые (их не будет много – один, два, три) могут даже восполнить родительские упущения в воспитании. Ребёнок, полюбивший свою учительницу, возможно, назовёт её второй мамой. Это будет радовать нас.

Мы должны быть благодарны таким учителям и относиться к ним с почтением. Они есть светлые силы, светоносцы. На них зиждется образовательный мир. Только не надо их унижать, даря им некие вещи (скажем, хрустальные вазы, позолоченное серебро и др.). Лучше будет, если подарим им добрые слова, будем прославлять их имена, а когда нужно будет, защитим их от посягательств со стороны властей, которые порой ревниво относятся к творчеству и неординарности учителей.

Есть такое понятие – семейный врач.

Введём понятие – учитель семьи.

А что нам помешает повесить в интерьере нашей квартиры портрет любимого для нашего Ребёнка Учителя?

Придут к нам гости, и мы им скажем: «Вот наш Учитель! Знаете, какой он хороший?»

 

Ода

о Защите

Но, к сожалению, бывает и так, что кто-то из педагогического сообщества окажется человеком злым, непорядочным, непрофессионалом своего дела. Такого рода люди не то что усиливают поле воспитательного влияния, но разрушают его. Они любят издеваться над детьми, унижать и высмеивать их.

А вдруг кому-то из таких не понравится наш Ребёнок с его строптивым нравом. Он сразу сочтёт его правонарушителем, хулиганом и начнёт применять «свои» методы криков и наказаний. Будет настраивать нас, родителей, против нашего же Ребёнка, требуя от нас, чтобы мы «промыли ему мозги».

Может быть, не понравится ему, что Ребёнок замедленно мыслит, не тянет руку на каждый пустой вопрос, заданный классу. Вот и приклеит к Ребёнку ярлык тугодума, малоразвитого, отстающего, будет душить его двойками и опять воспользуется «своими» методами: издевательством, унижением, обзыванием Ребёнка кретином и дебилом. Будет натравлять всех детей класса против их товарища. Вызовет нас, родителей, чтобы отчитать. Скажет, что у нас плохой Ребёнок, не слушается, не учится, неразвитый, тугодум. «Примите меры!» – прикажет нам.

А какие меры мы примем? Как нам помочь ребёнку, который там, в классе, «тугодум», а дома вовсе не тугодум? Учитель этот опять настроит нас против нашего Ребёнка, провоцирует конфликтовать с ним. Мы станем наказывать, требовать, лишать удовольствий. А Ребёнок вовсе не виноват. Просто учитель не хочет принимать ребёнка таким, какой он есть. От такого учителя надо защитить и нашего Ребёнка, и всех детей.

Разумеется, законными путями.

Мне трудно сказать, какими именно.

Но мы должны найти выход, чтобы Ребёнок действительно не сбился с пути.

Может быть, примем для начала постоянно действующий принцип: как бы ни настраивали нас внешние силы против нашего Ребёнка, мы будем руководствоваться сердцем и не будем доводить дела до конфликта.

 

Реквием

Силы тьмы

Но мы стоим перед более сложной проблемой. Повторим ещё раз, чтобы запомнить крепко: воспитание – открытый и потому незащищённый процесс.

Мы всеми силами будем строить духовно-нравственный мир Ребёнка, но другие так же упорно будут стараться разрушить этот мир. В наш воспитательный процесс будут проникать силы с коварными намерениями завладеть душой Ребёнка, сбить его с пути, увести его от нас.

«Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра, – это пишет Лев Николаевич Толстой и продолжает. – Но каждый час в жизни, каждая минута времени увеличивает пространство, количество и время тех отношений, которые во время его рождения находились в совершенной гармонии, и каждый шаг, и каждый час грозит нарушением этой гармонии, и каждый последующий шаг, и каждый последующий час грозит новым нарушением и не даёт надежды восстановления нарушенной гармонии».

Кроме как силами тьмы, эти силы не назовёшь. Они – тьма не только по своим намерениям, но и по средствам своих действий.

Действуют они хитро, незаметно, в тайне, ловят наши упущения, пользуются посредниками, среди которых уже завлечённые в сети дети. Масштабно пользуются средствами массовой информации. В их руках телевидение, индустрия фильмов с боевиками и ужасами. В их руках индустрия книг о колдунах, об убийствах, об извращенцах. Выпускают в огромном количестве журналы и газеты о пустяковых и мелочных развлечениях, о сексе, о раздутых кумирах. Дети втягиваются в компьютерные игры, где надо убивать и убивать, обманывать, предавать. На детей давят рекламы и клипы. И вся эта лавина грязи заполняется извращённой речью.

Хитрая и агрессивная деятельность сил тьмы с каждым часом множит среди детей и молодёжи курящих и наркоманов, алкоголиков и преступников, бомжей и малолетних проституток. Умножает ряды членов разных «религиозных» сект, уводящих их от семьи, от общественной жизни и настраивающих против своих родных, против общества. Ширит ряды фашиствующих, националистических и так называемых сатанинских молодёжных организаций.

Это от сил тьмы исходит: помешательство на антиобщественной моде, на вещах, на поп-группах и хит-парадах, на искусственно раздуваемых исполнителях; пропаганда секса и нетрадиционных ориентаций в сексе. Люди, мода, вещи оцениваются через их сексуальность, а не через духовно-нравственную красоту.

Это они провоцируют жестокость среди детей, группировку и вражду между ними, убийства на национальной и расовой почве, издевательства над детьми-изгоями в школах, вымогательства, дедовщину и т.д. и т.п.

Дети сами не изобретают такие формы «жизни», силы тьмы создают их в специальных «научных» центрах и вовлекают в них детей и молодёжь. Это есть целенаправленная агрессия на духовно-нравственные основы воспитания, на устои культуры, на ту жизнь, которая может наступить через духовно-нравственное очищение общества.

Вот какое мощное противодействие возникает перед нами. Последствия этой опасности чувствует родительское сердце. Не тревожиться об этой опасности – значит навредить будущему. А преодолеть её нелегко.

Но разве есть другой выход?

Что же нам делать?

То, что в наших силах и выше наших сил:

– Делать нужно всё, чтобы между нами и ребёнком возникли доверительные отношения, возникла духовная общность. Ребёнок иначе не поймёт и не примет наши наставления, предупреждения, советы, просьбы, не будет делиться с нами своими переживаниями.

– Делать нужно всё, чтобы наши чувства и наш взор не упустили ни одну тень от сил тьмы, которая может лечь на наши светлые тропинки воспитательного процесса; делать всё, чтобы тень оттуда исчезла.

– Делать нужно всё, чтобы Ребёнок с нашей помощью осознал, что есть Свет и что есть тьма, и сторонился последней, проявлял устойчивость против неё.

– Делать нужно всё, чтобы наполнить Ребёнка светом до той степени, чтобы в нём не осталось места для тьмы.

– Сделать нужно всё, чтобы защитить Ребёнка от пагубных желаний, от чувства собственности, от праздной жизни, ото лжи.

– Делать нужно всё, чтобы Ребёнок понял и поверил: он есть носитель своей миссии, он обязан открыть её в себе и служить ей.

Надо делать всё это и всё остальное, чтобы Ребёнок мог сам защитить себя от всего недостойного и нечистого, имел своё мировоззрение, идеалы и цель и стремился к ним.

 

OZON.ru - Книги | Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе | Шалва Амонашвили | OZON.ru – Книги | Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе | Шалва Амонашвили |

 

Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи.
Лучшие статьи – с доставкой на дом!

Введите e-mail:
Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

Плачущие сердца

Сегодня у меня грустная тема. Давно она вызревала... После просмотра двух хороших, но трагичных фильмов ("Плати вперед" и "Красота по-американски", ...

    Комментарии

  • 15:27
    Ответить

    Здравствуйте, Ольга! Действительно важно, какие люди окружают наших детей. И не только взрослые, но и дети играют огромную роль в формировании личности. Огородить от отрицательного полностью не возможно. И как бы мы не старались, ребенок будет контактировать с разными людьми. Ведь и мы с вами, когда росли, общались с множеством учителей, детей, подростков. Это опыт и он необходим. Каждый человек в нашей судьбе не случаен. А когда рядом такая чуткая мама, как вы, все должно быть хорошо! Главное не потерять связь с ребенком, больше разговаривать друг с другом, чувствовать его. Очень интересный индийский фильм ” Звездочки на земле”. Как раз об учителях, родителях и неповторимости каждого ребенка. Спасибо за тему.

    • 15:27
      Ответить

      Ольга, спасибо за рекомендацию фильма! Хочу посмотреть :) Я понимаю, что опыт необходим, но и наполнить светлым тоже хочется. Про связь я полностью согласна. Гордон Ньюфелд тоже об этом пишет – эта книга сейчас весьма популярна (что радует). Хочу найти такой разумный баланс, чтобы не перегибать палку ни в какую сторону.

  • 15:27
    Ответить

    Шалва Амонашвилли сказал все, что я думаю по этому поводу, и еще больше. И лучше:)
    “наполнить Ребёнка светом до той степени, чтобы в нём не осталось места для тьмы”.Как конкретное применение этого правила я считаю, что нужно жизнь ребенка дома, в семье, сделать настолько насыщенной, интересной, полной, счастливой, чтобы ребенок чувствовал себя полностью востребованным, полезным и нужным, чтобы ему и в голову не приходило, что его чего-то лишают, что ему не хватает нового айфона или кмппьютерной игры или дискотеки для полного счастья.

    • 15:27
      Ответить

      Оля, я недавно общалась с девушкой, которая мне рассказала об огромной разнице детских садов в Москве и в Липецке (ее родной город). Если в Москве ее подруге пришлось (именно пришлось) купить сыну детсадовского возраста то ли айфон, то ли айпад (потому что над ним просто издевались в группе – и так было в нескольких садах – и он приходи домой в слезах). то в Липецке девочки до сих пор довольствуются куклами и т.п. Пока у меня в голове никак не укладывается, как я смогу отпустить ребенка в такой детский сад…

      • 15:27
        Ответить

        Я тоже заметила эту разницу между городскими и сельскими детсадами (а все это логично переходит и в школу) – и не в пользу городских. Хотя и не на уровне айфонов, но всяких журнальчиков (дорогих и бесполезных), игрушек и мультиков. Чего стоит фраза городского племянника “Это самая популярная коллекция.” Мои дети и слова-то такого никогда не слышали. Пользуясь случаем объяснила, что покупать что-то только потому, что это “популярно”, чтобы быть “не хуже других” глупо и непрактично… Но я рада, что у нас в сельской местности такого давления пока нет (в младших классах по крайней мере).

        • 15:27
          Ответить

          Вот и мы потихоньку подбираемся к этому возрасту, и я задумываюсь об этом все больше и больше. Поэтому и к детскому саду пока не очень склоняюсь…

          • 15:27
            Ответить

            Полностью согласна с мнениями. Снова приходится делать выбор – или способствовать развитию чувства коллективизма или прививать интерес к натуральным вещам у ребенка, или больше отдавать времени саморазвитию. Какой выбор не делается, дай Бог всего всего самого.

        • 15:27
          Ответить

          Дорогие мамы, я продолжала думать по этому поводу и хотелось бы сказать еще одно. Вопрос актуальный. В каком-то садике такого много, в каком-то мало. Если иного выбора нет, то можно наверное пойти путем переговоров. Для родителей важно, чтобы их дети имели хорошие эмоции. Издевки долго терпеть не легко. Поэтому нужно высказать свою позицию и педагогу, и другим родителям, и детям. В коллективе это нормально.

          • 15:27
            Ответить

            Вспоминаю свой опыт садика. Почему-то даже при хорошем воспитателе, дети всегда находили, над кем поиздеваться. Для меня этот выбор был всегда загадкой – почему такое происходит. Вот вроде все вместе – дружат, играет. И вдруг начинают кого-то отторгать, подшучивать, делать неприятные вещи. Почему-то у меня в памяти не осталось воспоминаний о том, что делали воспитатели в таких случаях… Как будто их вообще не было…

          • 15:27
            Ответить

            У каждого в жизни свой урок, в том числе и у детей. так и получается, кому этот урок нужен, тот его и получает…..Это трудно объяснить в двух словах…Но даже тут родители могут повлиять – ведь зачастую дети сначала отрабатывают огрехи родителей и своего рода, а потом уже свои…В данном случае, вероятнее всего, засада есть у родителей (либо гордыня непомерная, либо что-то еще), а ребенок проходя этот урок, “чистит территорию”…
            Резюме: всё опять вернулось а круг своя – к нам, к родителям;-)))))) Эх,…. разумности желаю всем и осознанности!

  • 15:27
    Ответить

    Спасибо за отличные советы! Обязательно ими воспользуюсь!

  • 15:27
    Ответить

    Спасибо за статью!
    Все сказанное так созвучно моему пониманию воспитания:наполнить светом и радостью жизнь ребенка и свою.
    Но! Мой 30-летний опыт мамы, и 4-летний опыт бабушки показал -как же сложно порой на практике это реализовывать.

    • 15:27
      Ответить

      На практике всегда сложнее ))) Но как же хочется видеть этот маячок и не сбиваться с курса!

  • 15:27
    Ответить

    Я все-таки придерживаюсь мнения, что семья – это колыбель воспитания. Амонашвили очень уважаю – с тех пор, как общалась с ним лично;-) Много мудрости в этом человеке!
    На наш век тоже было достаточно испытаний;-) Однако, мы с вами выросли достойными людьми) Не стОит бояться и переживать – это ослабляет и вас, как маму, и вашу силу, как женщины! Всё придёт в своё время и в лучшем варианте. Просто любите ребенка, наполняйте его и свою жизнь любовью, будьте разумны, и тогда ребенка ждет счастливая судьба. У каждого свои уроки – и у наших деток, тоже;-)
    Нам вот, к примеру, очень повезло – у старшего сына в школе просто чудесные учителя, и я не представляю других на их месте – я очень довольна тем влиянием, которое они оказывают а моего ребенка!

    • 15:27
      Ответить

      Настя, я как раз понимаю, что моя реакция в виде страха – это не совсем нормально :) Но и полностью расслабиться и довериться ситуации тоже сложно. Пожалуй, дети – это лучший “тренажер” выдержки, доверия, веры. Не могу точно вспомнить хорошую цитату, но суть примерно такая, что, рождая ребенка, мы отпускаем свое сердце свободно гулять по свету – оно открытое, но при этом мы не можем всё проконтролировать (сердце отделилось и пошло своими ногами набивать свои личные шишки). И это надо принять как драгоценный, хоть и порой болезненный дар.

      • 15:27
        Ответить

        Отныне и навсегда твое сердце будет бегать отдельно от тебя)))))
        Материнский обережный круг все-таки великая сила;-)

  • 15:27
    Ответить

    Оля, спасибо за этот замечательный отрывок, такими чувствами пропитаны слова!
    Уберечь ребёнка от негативных сторон социума мне кажется невозможно, но конечно нужно прикладывать максимум усилий для формирования в нём “доброго” мировоззрения, тогда и тёмные силы будут не страшны. Но, как сказала Ольга Пара, на практике это действительно очень сложно. Даже у нас, у родителей, не всегда хватает терпения в воспитании.
    Тем не менее всё в наших руках и любое стремление находит свою награду!
    Мой старший сын купил айпад на свои накопленные деньги, деньги его и конечно помешать я ему в этом не могла, хотя и выказала своё неодобрение этим решением. Через некоторое время я стала замечать, что всё свободное время он проводит в айпаде, пришлось ввести ограничение на пользование, теперь он на меня обижается, что я ему не всегда даю айпад, который ему же и принадлежит. Однажды он меня спросил: “Почему детям всё нельзя? Нельзя пить кофе, есть много конфет, ездить за рулём до 18 лет, смотреть некоторые фильмы, играть долго в айпад и т.д. Ведь это не справедливо и не правильно во всём ограничивать ребёнка.” Я ему конечно объяснила, что дети ещё не всё знают, что на то и существуют родители, чтобы предупредить, объяснить и всё в таком роде, в тот момент я плохо себе представляла как ему на это ответить. Да и сейчас ещё не поняла. С одной стороны он прав, с другой – если их оставить без контроля что будет? Вообщем не знаю, каждый день это новый поиск и новый опыт.

    • 15:27
      Ответить

      Милана, спасибо за личный опыт. Тут правда такая дилемма между свободой выбора самого ребенка и желанием родителя направить в нужное русло. Кстати, и взгляды о том, что такое “нужное русло” тоже у каждого родителя могут быть свои, но в любом случае есть определенный взгляд на жизнь и желание передать свой опыт, оградить от ошибок, боли… И вот как найти этот баланс в каждом конкретном случае?… Вечная школа для родителей.

  • 15:27
    Ответить

    Как я вас понимаю – как подумаю, что начнется с посещения садика – страшно становится. Хотя ребенок у нас еще не ведется на всякие игрушки – ну пришел в магазин, посмотрел, потрогал и дальше пошел. А увидит как другие дети канючат – и настанет “черный день”…
    Книга поразила – давно я не встречала такого трепетного отношения к светлым учителям. В моей жизни были такие люди – до сих пор мы с мамой о них вспоминаем только с любовью. Задумалась, а каким учителем была я?..
    Понимаю умом и сердцем только одно – оградить от мира не могу – значит могу научить понимать, что “хорошо и плохо”. Научить любить себя, уважать других, уметь говорить НЕТ, быть независимым. НО опять же надо с себя начинать. Ребенок – как не крути – копирует родителей, в первую очередь.

  • 15:27
    Ответить

    Очень приятно когда мамы уверенны в себе, в своих возможностях. Я чувствую, что полноценная семья – важный момент в жизни ребенка. Родня – также важно. Дружественный круг родителей – тоже привносит в жизнь хорошее.

  • 15:27
    Ответить

    Спасибо за рекомендацию книги – скачала!

  • 15:27
    Ответить

    Ольга, могу уже поделиться своим опытом. Моим сыновьям 15 и 18 лет и теперь я могу сказать, что значение семьи и личного примера родителей в воспитании способно перевесить все другие влияния. Важно только быть честными и не лицемерить перед детьми.

    • 15:27
      Ответить

      Наверно, для этого родители должны быть всегда рядом (я не имею в виду ходить по пятам, но быть близкими ребенку, чтобы доверял родительскому мнению, не считая, что родители “отстали от жизни”, “ничего не понимают” и т.п.).

  • 15:27
    Ответить

    На воспитание ребенка основное влияние оказывают родители, школа и социальное окружение. Но в первую очередь все зависит от родителей.

  • 15:27
    Ответить

    Все верно! Совершенно верно!
    Но нужно еще учитывать тот факт, что иногда дети рождаются уже психологически непохожими ни на родителей, ни на окружение. И очень сложно повлиять впоследствии на их характер, лучше попробовать раскрыть их таланты и способности.

    • 15:27
      Ответить

      Вы, правы.
      Мое чадо совершенно выбивается из нашей семьи, но это так волшебно – он как ангел, который учит нас принимать людей такими какими они являются.

    • 15:27
      Ответить

      Да, склонности у ребенка уже заложены. Но личность складывается не только из них, но и из того, что позже прививается окружением: привычные способы поведения, ценности. С этим не рождаются, это воспитывается. И тут по большей части ответственность лежит на родителях, хотя это и настолько сложный процесс, что заранее предсказать результат, конечно, невозможно.

  • 15:27
    Ответить

    я не хочу отдавать ребенка в сад, там его ограничат и начнут ломать. Помню советские сады, где в туалет нельзя было без разрешения сходить, а воспитатель например, отлучался в сон час. Поэтому большинство из нашего поколения не умеют отстаивать свои права и имееют какой то страх перед любой админинистрацией, хотя они уже не маленькие детки.

  • 15:27
    Ответить

    К счатью, сейчас есть хорошие сады, с молодыми, но уже опытными воспитателями. Главное найти такой садик. И не важно, будет он государственный или частный (хотя за него и придется побольше платить)

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

21 августа 2017
Ольга (Время пения)
Как креативно сообщить мужу о беременности?
Мне понравилось про фотографию на рабочем столе компьютера. Я так и представила...))) Интересные идеи!
21 августа 2017
Вкусые подарки
Как правильно наказать ребенка за непослушание?
Для женщины беспроигрышный вариант - это посуда.