Культура сверхпотребления

Культура сверхпотребления
Младенец.ru

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы поднимем такой непростой вопрос, как сверхпотребление. Так ли необходима нам вся та масса товаров, которая производится в мире? И вообще, насколько много человеку нужно для жизни? Не учитывая полного аскетизма, но реально? Давайте порассуждаем.

По законам экономики, спрос рождает предложение. То есть, если в мире производится огромное количество автомобилей, планшетов, пылесосов и туфлей на шпильках, – значит, кому-то это нужно. И на любой товар найдется свой покупатель.

Реально же мы ежедневно наблюдаем все более изощренные попытки рекламных отделов многих брендов завладеть нашим вниманием и «раскрутить» на покупку. Зачастую на уровне эмоций, поддавшись сиюминутному порыву. Не зря же в торговых центрах всегда весело, интересно, уютно, играет музыка и т.д. Мол, заходи к нам, купи вот это и вот это, а мы тебе и кофе, и консультацию, еще и скидку. А вот на это акция – три единицы по цене двух. Или при покупке одного товара действует скидка вполовину на другой такой же. Выгодно, правда? На первый взгляд, да! Но что мы получаем в итоге? Два ненужных товара по цене одного, тоже ненужного? Просто потому, что эти яркие ярлычки так заманчиво смотрятся?

Противостоять давлению рекламы может далеко не каждый. Для этого надо иметь глубокое понимание собственных потребностей и желаний, и смело говорить «нет» всему, что в их круг не входит. Зачастую же мы сами не в курсе, чего хотим. В глубине души. Вот нам и «помогают» маркетологи. Классные, замечательные, умные люди, которые прекрасно знают психологию и рычаги воздействия на потребителей. И заслуженно получают свою заработную плату.

Моя мама, например, часто «покупается» на рекламу по телевизору. Ну, смотрит человек еще этот бесполезный ящик, многие представители старшего поколения этим грешат. Так вот, для нее все, что показывают в рекламе, – незыблемая истина. И надо покупать именно такой утюг или йогурт вот такой марки. Ведь показывают же! Отдельная история – с лекарственными средствами, которые тоже непонятным образом пролезли на экраны. Хотя, по моему мнению, это совершенно неэкологично, «лечить» заочно. Так вот, она однажды чуть не заказала по телефону чудо-средство стоимостью в несколько месячных пенсий, думая, что оно решит все ее проблемы по здоровью. Хорошо, папа вовремя зашел и остановил. А то пылилось бы это плацебо на полке, а родители с полгода питались бы кашей без масла. Зато какая красивая мечта была!

Почему нам нужно много?

На эту тему есть разные версии. Говорят, мысль «надо накупить всего и побольше, про запас» пришла нам по родовой памяти от предков, которые пережили лишения, блокады, раскулачивание и прочие тяжелые моменты. Бабушка моего мужа, например, за жизнь накопила сколько добра, что спустя десять лет после ее смерти в квартире находились банки кофе, коробки со спичками и одежда, купленная полвека назад, но ни разу не надетая. Ее можно понять, она многое пережила. Да и не всегда можно было достать дефицитные товары, продукты, вот и запасались. А мы-то чего дергаемся, когда большинство супермаркетов и магазинов работают чуть ли не круглосуточно? Иди и покупай в любое время, было бы желание и финансы, конечно.

Но дело не только в этом. По наблюдению многих специалистов, человек начинает охотиться за обилием вещей, постоянно что-то накапливать не «для», а «вопреки». Не из-за насущной потребности или искреннего желания. А потому, что:

  • у всех есть. Знаете, да, что, раз сосед купил новую тачку, то и мне непременно надо. Даже если старая еще вполне ничего, и нет никаких предпосылок для покупки;
  • это круто. То, что называют символами статуса, в упрощенном варианте – атрибуты красивой жизни. Новые гаджеты, брендовая одежда, различные навороченные штуки. Да, многие из них способны реально упрощать жизнь. Но однозначно не все из тех, которые так упорно рекламируют;
  • не знаю, чего я на самом деле хочу. Если нет понимания и осознания собственных желаний и потребностей, сложно остановиться в накопительстве. Кажется, вот куплю еще одну штуку, и все, будет мне счастье. Но предметы в доме собираются, большинство так и остаются неиспользованными, а гармонии в душе почему-то не прибывает. Только увеличивается площадь пылесборников;
  • скучно. Порой мы совершаем импульсивные покупки просто от скуки. Бесцельно идем в магазин и приобретаем то, что на самом деле совершенно бесполезно и не нужно. Особенно, если настроение на нуле, а там так и манят афиши со скидками и акциями. Вот и летит в корзину все подряд, без разбора. Особенно если товар не особо дорогой, а деньги с собой есть. Очень сложно противостоять соблазну.

Наверняка, есть и другие причины, но мы с вами разобрали самые распространенные. Знакомые ситуации? Лично мне – очень.

2 минимализм

Политика минимализма

Параллельно тому, как растет гиперпотребление, выделяется и противоположная стратегия – минимализм. Приверженцы этого лагеря живут по правилу: «Чем меньше и проще, тем лучше». Они очень сдержаны в покупках, предпочитают выбирать только самое качественное и необходимое, а от ширпотреба отказываются вообще. В домах минималистов нет нагромождения мебели, пыльных, хоть и дорогих, ковров, десятков фарфоровых сервизов, статуэток и прочей дребедени. Зато есть простор, перспектива, свободное место и много воздуха.

Минималисты покупают одежду тогда, когда в ней есть реальная потребность. Например, старая износилась и стала совсем мала. Они не станут покупать детям сотни пластмассовых и плюшевых игрушек, которые потом будут валяться по всему дому. Наоборот, их дети, скорее всего, будут развивать фантазию и придумывать новые игры с простыми, но функциональными игрушками.

Да и вообще, минималисты очень легки на подъем. Может, потому, что легко расстаются с ненужными вещами, не привязываются к новым, и самое необходимое за пять минут могут собрать в рюкзак. А где-то там, на новом месте, всегда найдется все нужное. Так они думают, и всегда оказываются правы.

Большинство заядлых путешественников – минималисты. Сначала вынужденные отграничения постепенно перерастают в образ жизни, менять который зачастую не хочется. Да и зачем, если и так все хорошо, и всего хватает?

Расхламляем свое жизненное пространство

Почему же мы поднимаем такой вопрос, как расхламление и уменьшение потребления? На то есть весомые причины. Во-первых, существует версия, что наша планета истощена, ее недра использованы, а дальнейшая добыча приведет к непоправимым последствиям. А ведь большинство производств основано на ресурсах, взятых из природы. И, неблагоразумно используя данные блага, мы постепенно, но очень быстро убиваем нашу планету.

К тому же, для производства товаров необходимы также вода, дерево, другие природные материалы. А вот восстанавливать их человечество не очень-то и торопится. И потом удивляемся, что на Земле происходят всякие катаклизмы. Прогнозы ученых относительно будущего Земли, при таком потребительском подходе, совсем неутешительны.

2 товары

Но, конечно, далеко не всем интересно, что будет с планетой через тысячу или даже через сотню лет. Тут бы как-то дожить отведенные годы, а на это время всего хватит. Но есть и другая причина, которая может показаться более весомой и актуальной прямо сейчас.

Итак, во-вторых. Отсутствие порядка в доме и в жизни, обилие ненужных вещей провоцирует и дезориентацию во внутреннем мире. Помните же, внешнее подобно внутреннему, и наоборот. То есть, если вокруг вас много хлама, сколько же всего ненужного и внутри. А как можно в таком хаосе быть счастливым и гармоничным?

Все больше людей задумывается над данным вопросом. Создаются специальные системы расслабления, учения, которые помогают людям прийти к истинному пониманию ценности вещей, а через него, – и к пониманию себя и собственных жизненных установок. Порой приходят такие открытия, которых можно достичь лишь долгосрочной психотерапией.

Задумайтесь, что для вас важнее – вещи или отношения? Жадность или комфорт? Такие простые вопросы, но так много они могут рассказать о нас.

А в чем я на самом деле нуждаюсь?

Итак, если вам кажется, что вы потребляете слишком много, из-за этого вам приходится больше работать, уставать, чтобы увеличить доходы, но в итоге не наступает долгожданное спокойствие и удовлетворение, – просто остановитесь. Пришло время подумать: а что вы делаете не так? И каким образом это можно исправить?

От себя добавлю несколько простых, но действенных советов:

  • учитесь выбирать. Мы подвергаемся власти маркетологов, когда слепо делаем покупки, не задумываясь о выборе. Взвешивайте и трезво оценивайте необходимость того, что хотите купить. «Примеряйте» это на себя, даже когда речь идет не об одежде. Вам не должно подходить абсолютно все распиаренное и популярное. Вы – личность, и вправе выбирать для себя;
  • будьте гурманом. Настоящий гурман не станет есть просто, чтобы набить желудок. Он выберет самое изысканное и вкусное, то, что доставляет ему удовольствие. И уж никак не все подряд;
  • отставьте спешку. Мы склонны к импульсивным решениям, когда спешим. Прежде чем отправляться за покупками, составьте список, и идите именно туда, где «живут» нужные вещи. А не куда глаза глядят.

Я ни в коем случае не призываю вас стать аскетами и отказаться от материальных благ. И уж тем более не говорю, что здорово быть бедным и ничего не иметь. То, на чем точно не стоит экономить, это:

  • впечатления. Именно их мы будем помнить всю жизнь. Сюда же отнесем и такие любимые путешествия;
  • отношения. Без комментариев. Хотя, зачастую такие вложения не относятся к материальным товарам;
  • удовольствия. Речь не об излишествах, но о том, что приносит пользу душе и телу. Так что быстро все в салон красоты!

Друзья, а что вы думаете о сверхпотреблении?

Если вам нравится статья, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями. И не забывайте подписываться на обновления блога. Здесь всегда интересно!

Автор: Анна Кутявина

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

    Комментарии

  • 8:53
    Ответить

    Я в отношении одежды нашла выход: покупаю магазинах, все что нравится, есть две недели на “подумать”, если что – сдам. Но это только с обычными магазинами прокатывает, с интернет – не вариант)
    Я тоже больше прихожу к понимаю, что хочу быть “гурманом”)))

  • 8:53
    Ответить

    Я согласна с вами! Все спешат, торопятся, всем нужно больше, а зачем?

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

22 мая 2017
Ольга Бардина
Выставка-ярмарка "Позитивное родительство"
Ой, Светлана, и правда, сколько воды утекло с тех пор. Это было на заре моего материнства, я тогда многими организациями и мероприятиями для мам интересовалась, сейчас уже на другие вопросы переключилась.
21 мая 2017
Светлана
Выставка-ярмарка "Позитивное родительство"
А сейчас эти организации позитивного и естественного родительства существуют или нет? Статья 2011 года, уже 6 лет минуло.