На чем основывается психологическое здоровье человека?

психологическое здоровье

Дорогие друзья! Сегодня хочу поделиться с Вами довольно необычной статьей. Возможно, некоторые читатели уже знают, что по образованию я – психолог. И во время обучения мне довелось изучать различные темы и разные грани человеческой психики. Но одним из самых фундаментальных вопросов психологии я считаю вопрос о том, что такое психологическое здоровье человека. Откуда оно берется? И куда у многих теряется? Почему мы так хотим быть счастливыми, но зачастую не чувствуем себя таковыми?

И вот недавно среди многочисленных файлов, хранящихся на компьютере, я обнаружила свою студенческую работу на эту тему. Помню, писала я ее с энтузиазмом и от души. Дело было на пятом курсе, и определенное мировоззрение (как личное, так и профессиональное) у меня уже сформировалось – и я с удовольствием делилась им в этой работе. Возможно, местами Вам покажется, что текст слишком изобилует профессиональными терминами, но всё же хочу опубликовать эту работу как есть, “без купюр”. Буду рада, если прочитав ее, Вы откроете для себя, на чем же основывается психологическое здоровье детей и взрослых, и вдохновитесь поработать над своими качествами, чтобы передать этот опыт и своим детям.

Итак, эссе на тему “Здоровье и болезнь” (2003 год).

Несколько лет назад, ещё до моего знакомства с гуманистической и экзистенциальной психологией, размышления о смысле жизни, счастье, отношениях с другими людьми и других сущностных аспектах человеческого бытия привели меня к однозначно оформившейся мысли. Я вывела для себя «формулу счастья», в основе которой у меня оказалась искренность. Сейчас, зная терминологию экзистенциальной психологии, я могла бы заменить термин «искренность» термином «подлинность», «аутентичность», однако, чтобы не смешивать своё понятие с представлениями других авторов, оставлю этот исходный термин и попытаюсь объяснить, что же за ним кроется. Искренность для меня – это соответствие самому себе, верность своей позиции, спонтанность реакций, свобода самовыражения. Это в позитивном аспекте; в негативном – это отсутствие масок, социальных ролей, игр, это незажатость в социальные нормы и правила. Безусловно, абсолютная независимость от общества, в котором человек живет, невозможна, однако искренность – это некий идеал, по определению недостижимый, но сверкающий как маячок на горизонте, указывающий верный путь.

Поясню, как данная «формула счастья» связана с заявленной темой – «Здоровье и болезнь». Движение в сторону искренности – сложный путь, требующий определенной силы и смелости, однако это единственная возможность сохранить психическое здоровье и обрести себя. Именно поэтому я назвала искренность – формулой счастья; без обретения себя, без возможности самовыражения человек теряет самое главное – возможность реализовать индивидуальный, неповторимый смысл своей жизни. Естественно, ни о каком счастье в данном случае речи идти не может, и именно такие люди – основная клиентура психотерапевтических кабинетов. Человек-автомат, регламентированный совокупностью социальных норм и ролей, привычных форм поведения, стандартных реакций, – явление, к сожалению, не редкое в нашем обществе. Это обусловлено особенностями социализации в определенной культуре (каждое общество навязывает свои нормы), а также той обманчивой легкостью, которую дает стереотипное поведение. Действительно, на первый взгляд, проще не решать задачу каждый раз заново, ведь есть уже готовые, социально приемлемые образцы, однако рефлексирующий субъект в определенный момент понимает, что «жизнь его живёт», то есть он объект, марионетка, он не хозяин себе и своей жизни. Естественно, это предполагает невозможность самореализации, проживания жизни в соответствии со своим индивидуальным предназначением (в терминах экзистенциальной психологии – со своим смыслом, который уникален и не может быть единым для всего общества).

Итак, наша концепция предполагает искренность как залог психического здоровья и самореализации, а отсутствие искренности – как базу для развития психических нарушений, чувства неудовлетворенности как следствия своей нереализованности.

Знакомство с взглядами экзистенциальных психологов оказалось для меня очень любопытным: по определенным аспектам я находила подтверждение своих идей в концепциях признанных представителей данного направления. Поэтому рассмотреть их взгляды на психическое здоровье и причины его нарушений я бы хотела в аспекте их соотнесенности с моими представлениями.

Из европейского направления наиболее интересными в этом плане оказываются взгляды М. Босса и М. Бубера, а из американского – Р. Мэя, Дж. Бьюджентала и С. Мадди.

По мнению М. Босса, основная задача психотерапии – позволить клиенту Быть (быть таким, каков он есть). Это тесно связано с главной универсальной характеристикой существования –  открытостью. Открытость миру – это способность к взаимодействию, обогащающему личность. При этом открытость выступает, со стороны психотерапевта, необходимым условием эффективности психотерапевтической работы, а со стороны клиента, неким идеалом здоровья, движение к которому и осуществляется в процессе психотерапии. Проводя параллели с собственными идеями, можно сказать, что понятия «открытости» и «искренности» очень близки: их наличие обеспечивает психическое здоровье и расширяет горизонты бытия, дает человеку возможности самостоятельного ответственного выбора, тогда как их отсутствие приводит к ограниченности бытия, к несвободе, к передаче себя воле других людей и, как следствие, к неврозу. Подобную идею сужения жизненного мира как основы психического заболевания мы находим и в работах Л. Бинсвангера, но именно «открытость» Босса оказывается для нас наиболее интересным конструктом. Описав сходство понятий «открытости» и «искренности», стоит указать и на различие: открытость – для принятия, а искренность – для самовыражения (т.е. в первом случае мы делаем акцент на входящих процессах, а во втором – на исходящих).

В работах М. Бубера следует обратить внимание на понятие «диалогического сосуществования», которое предполагает отношение к другому как к субъекту и раскрывает сущность человека. В таких отношениях человек выступает как личность, в отношениях же к другому как к объекту человек выступает как индивидуальность. При этом важна мысль Бубера о том, что ни один человек не является в чистом виде личностью или индивидуальностью; они смешаны, но человек находится ближе к тому или другому полюсу. Это перекликается с моей идеей о невозможности полного достижения искренности (подлинности), это недостижимый идеал, однако можно говорить о том, что человек ближе или дальше от этого идеала.

Пожалуй, взгляды, наиболее созвучные моим, я нашла у Р. Мэя. В его представлении невроз – это отказ от свободы, превращение в автомат. В этом смысле задача психотерапии состоит в осознании и принятии клиентом чувства свободы и ответственности и движении к таким характеристикам здоровой личности, как непосредственность, цельность натуры и оригинальность. Личность существует именно в движении, в изменении, стагнация же подобна смерти. В попытке убежать от тревоги человек ограничивает свою жизнь и лишается возможности реализовать самого себя, что и становится основой невроза. Как можно заметить, эти взгляды тесно перекликаются с моими, заявленными в начале работы, а именно – с утверждением об искренности (близко характеристикам здорового человека, по Р. Мэю) как необходимом условии самореализации человека и регламентированном, несвободном человеке-автомате как основном клиенте психотерапевтов.

Взгляды Дж. Бьюджентала в этом смысле тоже оказываются сходными. По его мнению, самой главной человеческой ценностью является жизнь в соответствии с тем, каковы вещи на самом деле (искренность). Именно на возвращение клиента к такой «живой жизни» и направлен процесс психотерапии. Быть живым означает возможность в каждый момент времени быть иным, не зависеть от стереотипов и привычек. Такое «свежее осознание всего» Дж. Бьюджентал называет аутентичным бытием, противоположность которого, неаутентичное бытие, или небытие (предполагающее пассивность, отказ от свободы, отчуждение от себя и уход от других), как раз и оказывается мишенью психотерапевтической работы. Психотерапевт должен вернуть человеку отвагу для восстановления аутентичной формы бытия (здесь вспоминается моё утверждение о том, что движение в сторону искренности – сложный путь, требующий определенной силы и смелости).

Из работ С. Мадди для нас важны в рассматриваемом контексте характеристики аутентичной личности: её ценности, предпочтения и взгляды определенны и нестандартны, мысли, чувства и действия целостны и планомерны, биологические отношения характеризуются дифференцированным вкусом, социальное взаимодействие ориентировано на близкие отношения, кроме того, аутентичная личность обнаруживает постоянные изменения, не застывает. Идеал личности не достижим полностью, поэтому Мадди говорит не о результате, а о процессе – индивидуалистском пути развития личности, движение которого идет в направлении самодетерминации. Таким образом, у Мадди мы также видим представление о здоровой личности и причинах психических болезней достаточно близкое взглядам, описанным выше.

Из общей концепции выбивается, пожалуй, только теория В. Франкла, утверждающая причиной психических нарушений отсутствие у человека смысла. В моем представлении, изложенном в начале работы, смысл жизни, индивидуальный и неповторимый, есть в жизни каждого человека, однако из-за регламентированности, отсутствия искренности, реализация этого смысла (т.е. самореализация человека) может быть блокирована.

В завершение хочется упомянуть ещё об одном аспекте психологических теорий: практически каждый автор, выдвигая собственные взгляды, претендует на их универсальность, на возможность их приложимости к любой ситуации. Анализируя собственную концепцию, могу сказать, что это концепция преимущественная, но не абсолютная, я допускаю другие факторы, провоцирующие психическую болезнь, однако в современном обществе, в нашей культуре, мне кажется наиболее патогенным фактором именно регламентированность и отсутствие искренности.

Ваша Ольга Бардина

P.S. если вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях. И заходите на огонек снова, у нас еще много интересного :)

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

    Комментарии

  • 16:58
    Ответить

    Очень серьезная и непростая статья. Для меня основа счастья и здоровья – это присутствие в настоящем моменте и в текущей ситуации. Ну а то что мы автоматы, я думаю, зачем с этим бороться наш ум устроен так что мы склонны к подобному поведению, с собой бороться нельзя.

    • 16:58
      Ответить

      Да, осознанность и присутствие тоже очень важны. Вообще, если обобщить, можно сказать так: жить, не изменяя себе. Это и про искренность, и про присутствие в настоящем моменте, и про самореализацию.

  • 16:58
    Ответить

    Ваша ствтья глубокая.Разделяю ваше мнение по поводу искренности, и еще добавлю честность.Это почти одно и тоже.Как сказал один человек- когда ты честен, тебе не нужно запоминать свою ложь.Искренность уничтожает страх и рождает свободу.

    • 16:58
      Ответить

      Меткое высказывание, мне понравилось!

  • 16:58
    Ответить

    Хорошо заложена мысль – быть самим собой, проводя через жизнь смысл и двигаясь путем самореализации – отлично! делаю твит. Всегда рад видеть на сайте http://eda-narodov.ru , чтобы узнать новый рецепт и приготовить вкусное блюдо! :) Мои наилучшие пожелания!

  • 16:58
    Ответить

    На мой взгляд, психологическое здоровье человека зависит от его отношения к окружающему миру. Что исходит из микрокосма человека в окружающий мир, то он и получает обратно. А искренность, ведь – это чистота, искра Божия. Искренние поступки и мысли близки к совершенству, потому что в них отсутствует эгоизм.

  • 16:58
    Ответить

    Искренность по моему мнению, великая вещь, оставаться искренним в нашем мире и сложно и в то же время наиболее выгодно. Искренность всегда срабатывает на пользу человеку, располагает к нему окружающих. Даже если иногда она вызывает зависть, то тоже на пользу)))

  • 16:58
    Ответить

    оЧЕНЬ ГЛУБОКАЯ ТЕМА.. как раз сегодня посмотрела фильм “Красота по-американски”, в нем хорошо показана детская и родительская психика в абсолютно по-разному сумасшедших семьях. фильм впечатляющий, вам наверняка понравится

    • 16:58
      Ответить

      Спасибо за совет, Оксана! Я этот фильм не видела. Стоит посмотреть!

  • 16:58
    Ответить

    Спасибо за эту статью! Столько созвучного и близкого мне и как практикующему в этой парадигме психологу и как человеку, который пытается жить свою жизнь:)

    • 16:58
      Ответить

      Рада, что понравилось :)
      С тех пор прошло 9 лет почти – и я с такой приятной ностальгией прочитала эту работу, вспомнила, как формировалось мое мировоззрение тогда, какой энтузиазм я испытывала от того, что не только учу “чужие истины”, но что у меня внутри тоже рождается знание, определенное понимание важных для меня вопросов… Поэтому и захотелось поделиться этим :)

  • 16:58
    Ответить

    Большое спасибо за интересную и содержательную статью!

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

21 октября 2017
Ольга Бардина
Осваиваю тета-хилинг и приглашаю на консультации
Спасибо, Оля! Я все-таки погрузилась в эту сферу и готова делиться :)
20 октября 2017
Оля Иноземцева
Осваиваю тета-хилинг и приглашаю на консультации
Как интересно! Поздравляю с этим начинанием - желаю успехов!!