Нужно ли ребенку безоблачное детство?

безоблачное детство

В представлении взрослых детство часто представляется счастливой и безмятежной порой. И имея в своем представлении такой идеал, многие любящие родители стремятся создать для своего чада самое безоблачное детство. Конечно, родителей легко понять: сочувствие и привязанность к своему маленькому и беспомощному ребенку побуждают нас максимально защитить, уберечь от всех потенциальных опасностей, подстраховать, а зачастую – и сделать всё сложное или неприятное ВМЕСТО ребенка. Да, на любимых личиках хочется видеть счастливую улыбку, а не горькие слезы. Но давайте поразмышляем, как влияет стремление создать такое безоблачное детство на развитие нашего ребенка. 

Очень интересные идеи на этот счет я услышала в лекциях Руслана Нарушевича о воспитании детей:

  • Дети не могут научиться прощать, если перед ними нет никого, кто совершал бы ошибки
  • Дети не могут развить терпение или научиться откладывать удовлетворение своих потребностей, если всё происходит так, как они хотят
  • Дети не могут научиться принимать собственное несовершенство, если всё вокруг них совершенно
  • Дети не могут научиться сотрудничать, если всё происходит так, как они хотят, по их планам
  • Дети не могут научиться творчеству, если всё делается за них (если родители создают им благополучную и безоблачную жизнь)
  • Дети не могут научиться состраданию и уважению, если они сами никогда не чувствовали боли и потери
  • Дети не могут научиться смелости и оптимизму, если они никогда не сталкивались с несчастьями и сложными ситуациями
  • Дети не могут научиться настойчивости и силе, если всё в их жизни происходит легко
  • Дети не могут научиться самоисправлению, если никогда не испытывали трудностей и не совершали ошибок
  • Дети не могут иметь здоровую самооценку, если им никогда не приходилось преодолевать никакие препятствия
  • Детям сложно развить самодостаточность и внутреннюю уверенность в себе, если они никогда не переживали опыт отторжения
  • Дети не могут научиться выбирать цели, если им никогда не давали возможность сопротивляться авторитету, говорить “нет”, или если никогда не было ситуаций, когда бы ребенок не получил то, что хотел.

Получается, пытаясь оградить своего ребенка от всех сложностей, проблем, потенциальных ошибок и различных нагрузок, создавая ему безоблачное детство (о котором, возможно, мы мечтали сами), мы тем самым делаем ему медвежью услугу. Именно трудности, поиск путей их преодоления, размышления над непростыми вопросами помогают ребенку развить в себе самые необходимые качества: волю, творческое мышление, принятие себя и окружающих, умение сопереживать, самостоятельность и ответственность.

Конечно, речь не идет о том, чтобы создавать ребенку непомерные нагрузки (“авось выплывет и закалится”). Жизнь и так полна разнообразных задач, и наша роль – позволить ребенку решать те из них, которые соответствуют его возрасту и силам. А также – не менее важная роль: быть рядом и помогать правильно переживать получаемый опыт – радоваться успехам, принимать неудачи, учиться вставать и идти дальше. То есть создавать психологический контекст безопасности, надежного тыла и безусловной любви, куда всегда можно вернуться и победителем, и побежденным, и озадаченным, и сделавшим открытие, и расстроенным, и счастливым.

Безоблачное детство не сделает ребенка счастливым и не позволит ему превратиться в счастливого и самодостаточного взрослого. Многие наслышаны о проблемах “золотой молодежи”, родители которых пытались создать им жизнь “на всем готовом”. А ведь “облака” – это наши уроки, стимул для нашего роста. И строительный материал для нашей личности.

облака

А как Вы считаете, нужно ли ребенку безоблачное детство?

 Ваша Ольга Бардина

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

Культура сверхпотребления

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы поднимем такой непростой вопрос, как сверхпотребление. Так ли необходима нам вся та масса товаров, которая ...

    Комментарии

  • 14:24
    Ответить

    ДА. Палка о двух концах. Но ребенок должен учится преодолевать трудности самостоятельно. А если мы будем делать все за него – это может сыграть нам плохую услугу. Интересная статья. Спасибо большое!!

  • 14:24
    Ответить

    Заставили задуматься. А может лучше все-таки учиться на чужих ошибках, а не на своих? Конечно, безоблачное небо всегда может и не нужно, но пусть часто светит солнце!

  • 14:24
    Ответить

    Конечно, ее нужно создавать безоблачное детство. Это медвежья услуга сос тороны родителей. но и намеренно усложнять жизнь, чтобы закалить – тоже крайнгсть. Ольга, Вы абсолютно правы в том, что “Жизнь и так полна разнообразных задач”, задача родителей прежде всего в том, чтобы научить ребёнка справляться с этими задачами. Пусть детство наших детей будет радостным и солнечным, но чтобы делать его солненым, иногда детям и самим придётся разгонять облака :))

  • 14:24
    Ответить

    Сколько , оказывается проблем, если у ребенка безоблачное детство. Но таких, наверное, не много сегодня?

  • 14:24
    Ответить

    Отличная статья! Автор молодец! Эта тема сейчас актуальна как никогда, о правильном воспитании так мало сейчас говориться и результаты на лицо! Нужно гораздо больше времени уделять своим детям, не просто покупать им дорогие подарки и водить на атракционы, а уделять время их личности, самооценке, развитию талантов. Очень важно найти золотую середину в воспитании – не быть слишком строгим , но и не оберегать от всех (даже малейших) неприятностей на свете, иначе рискуете увидеть в дальнейшем самого настоящего эгоиста!

  • 14:24
    Ответить

    Где то читал что успех это плохой учитель, значит без облачное детство не очень хорошо сказывается на будущем ребенка.

  • 14:24
    Ответить

    Замечательная статья! Я полностью согласна с автором – дети должны преодолевать свои трудности, достигать своих вершин, принимать свои решения.. И делать свои выводы.

  • 14:24
    Ответить

    Хоть и говорят, что лучше учиться на чужих ошибках, самые действенные уроки – это шишки, набитые собственным лбом. По-моему, ограждать ребенка от всех неприятностей – глупо. Нужно, чтобы он чувствовал нашу поддержку, но учился справляться с неудачами самостоятельно

  • 14:24
    Ответить

    Здравствуй, Оля! Молодец! Хорошая статья. Согласна, что “безоблачное детство” не поможет ребенку стать Настоящим Человеком.

  • 14:24
    Ответить

    Все зависит от смысла, который мы вкладываем в понятие “безоблачное детство”…

    • 14:24
      Ответить

      Я (в данном случае) – про стремление родителей избавить ребенка от всех возможных сложностей и трудностей. У меня в голове крутится сравнение (несколько преувеличенное, конечно) из мультфильма “Вовка в Тридевятом царстве”. Когда Двое из ларца всё за него делали – они дошли до того, что “Вы и есть за меня будете???” :)
      Понятно стремление родителей обезопасить ребенка и облегчить для него какие-то задачи, но если лишить его возможности преодолевать, получать всё не с первого раза и т.д. – он так и не вырастет психологически.

  • 14:24
    Ответить

    Такое безоблачное детство – безусловно, не нужно. К сожалению, не помню, чьи слова, но мне нравится фраза: “Главная цель воспитания – это научить наших детей обходиться без нас”. На мой взгляд именно в этом и состоит задача родителей – подготовить ребенка к самостоятельной жизни. В реальной жизни золотые рыбки редко встречаются, все нужно будет делать самостоятельно.
    Оля, а можно использовать как цитату идеи из лекции Руслана Нарушевича на своих соцстраницах с ссылкой на Ваш блог?

    P.S. Зайчик еще не прибыл?

    • 14:24
      Ответить

      Наташа, отличная цитата, согласна полностью. Только готовить к самостоятельности нужно постепенно – по мере созревания ответственности и других умений.
      Можно, конечно, использовать цитату. Главное – не забыть сослаться на авторство Руслана Нарушевича :)

      P.S. Зайчик ждет на почте. Надеюсь на днях забрать :)

      • 14:24
        Ответить

        Да, если в этом вопросе уйти в другую крайность, то нужно будет поднимать вопрос уже не о безоблачном детстве, а о непомерных нагрузках на ребенка.
        Спасибо, конечно же не забуду указать авторство и ссылку))
        Надеюсь, зайка прийдется по душе его маленькому хозяину))

        • 14:24
          Ответить

          Хорошее дополнение: в другую крайность тоже впадает немало родителей, тем более сейчас много возможностей нагрузить кружками, секциями, “продвинутыми” школами и т.п.
          Остается только пожелать нам всем (родителям) осознавать, что мы делаем. И уметь держаться здравой линии, без крайностей.

  • 14:24
    Ответить

    Мне кажется, проблема даже не в “безоблачном детстве”. А в том, что раньше дети росли более самостоятельными (поголовно ходили в детский сад и в оставались в школе на “продленку”, гоняли по улицам с ключом на шее). И конечно, попутно они решали кучу своих дестких проблем, развивались, удичились преодолевать трудности.

    Сейчас кроме своих родителей, ребенок не нужен никому. В дестких садах детьми не занимаются, на улицах стало по-настоящему опасно… Вот и получается, что очень часто до саой школы дети растут в “тепличных” домашних условиях.

    Я не знаю, как можно дома смоделировать ситуации для “закалки” характера. Скажем, в том же детском саду уже лет с трех идет борьба за лидерство и игрушки, дети ссорятся, мирятся, придумывают себе развлечения и т.д. А дома?

    • 14:24
      Ответить

      Дома, пожалуй, тоже можно придумывать игры, соревнования – спортивные, рисовальные, “чтецов” и т.п. Подбирая задачи для ребенка таким образом, чтобы они были ему по силам, но с напряжением. Иногда “выигрывать” самому, иногда позволять выигрывать ребенку.
      В любом случае, даже домашний ребенок общается с другими детьми на площадках, в гостях…
      А еще можно не избегать, а проговаривать, обсуждать некоторые семейные проблемы (например, родственник заболел или умер, да или просто устал, нуждается в заботе). Это помогает избавиться от эгоизма, учит терпению…

    • 14:24
      Ответить

      Я с вами не согласна, Валентина. Именно в детских садах и школах воспитатели и учителя стараются разнообразить жизнь ваших детей, дать ответы на многие вопросы, которые интересуют их помимо школьных уроков. Хотя это должны делать родители и уделять время своим детям. А получается одни совсем бросили своих детей на произвол, не интересуясь его успехами и проблемами, а другие чрезмерно опекают, не разрешают убирать за собой, потому что в школе есть техслужащая, берут справки через знакомых, чтобы их чада не участвовали в трудовых десантах и субботниках и много других примеров. А в детских садах детей забирают после окончания рабочего времени, потому что у родителей другие проблемы, а некоторые взахлеб не могут наиграться в игры и игрушки,пряча их от других потому что дома с ним никто не занимается и у ребенка нет ни одной игрушки. Родители не ходят на родительские собрания и т.д.

  • 14:24
    Ответить

    Для преодоления трудностей надо дорасти. Нельзя оставлять ребенка с трудностями один на один, если он к этому пока не готов. Поэтому трудности – трудностями, но в разумных пределах.

    А вообще мне кажется нет ничего хорошего в слишком большой самостоятельности и как следствие оторванности ребенка от мира родителей и взрослых и его ориентация на ровесников. Чтобы опыт передавался от поколения к поколению, а не между детьми, ребенок должен иметь крепкую привязанность с родителями. И часто школа, сад и улица этому очень мешают

    • 14:24
      Ответить

      Ксения, поддерживаю: трудности должны быть по силам. Для годовичка “трудность” – это позволить ему пройти несколько шагов, не поддерживая за ручки. И постепенно эти задачи всё усложняются.
      Я тоже сторонник того, чтобы ребенок был как можно больше при маме, имел возможность при необходимости получить поддержку. Я не говорю о том, чтобы скорее выталкивать его во “взрослый” мир ровесников. Но иногда мама, находящаяся рядом, может быть просто наблюдателем. А иногда – даже своеобразным провокатором (ведь можно тренировать ребенка различными “игровыми сложностями”: дотянись, добеги, попади в цель…).
      И кроме этого, задача родителя – позволить ребенку иметь разнообразный эмоциональный опыт, а не только “улыбайся, всё здорово!”.

      • 14:24
        Ответить

        Что такое маменькин сынок если сыну еще лет десять?
        Так жаль что взрослая женщина не усвоила урок угождать своей матери.

  • 14:24
    Ответить

    Ольга, очень важная тема для обсуждения и интереснейшая цитата. Думаю, искусственные тепличные условия никому не помогут жить, да их не так-то просто и создать. Жизнь такая, какая она есть – со дворами и без дворов. И уроки она все равно задает. Мне кажется, очень важно родителям прислушиваться к своей интуиции, вырабатывать насколько возможно четкую позицию по отношению ко всему, что проявляется в жизни, и беречь отношения доверия с ребенком. Интуиция позволит “не пересластить” и быть реальными, четкость позволит ответить на важные вопросы, помочь сориентироваться и быть “в силе”, отношения доверия – то, на чем все держится… В общем, работать и работать)).

  • 14:24
    Ответить

    Буквально недавно на своём блоге поднимала вопрос, связанный с Вашими размышлениями в этой статье и сама пытаюсь именно так и воспитывать ребёнка – научить его самого действовать и взаимодействовать. Тепличная среда ещё никогда никому не помогла вырасти самостоятельным и приспособленным к жизни. Очень понравились идеи Руслана, есть над чем подумать и где самой совершенствоваться :)

  • 14:24
    Ответить

    А как все таки хочется создать для ребенка такие условия в которых ему будет комфотно и приятно! Но Вы правы, жизненная закалка нужна для ребенка. Тепличные условия и гиперопека еще никому не создавали хороших условий для адаптации.

    • 14:24
      Ответить

      Согласна – подстелить везде соломки очень хочется. Кстати, о теме материнской гиперопеки есть любопытная книга Анатолия Некрасова “Материнская любовь”. Я писала по ней отзыв (можно прочитать здесь: http://vmeste-rastem.ru/sovety/materinskaya-lyubov-kniga-anatoliya-nekrasova ).

  • 14:24
    Ответить

    Если термин “безоблачное” экивалент безопасности, то – да! По мне, так ничем не омрачаемое детство – это когда “Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать…” А в остальном наша задача – помочь, сделать так, чтобы доверчивость и открытость детей не обернулись во зло. Кто летал самолетом в облачную погоду высоко над облаками знает, что за ними всегда есть солнце!

  • 14:24
    Ответить

    По моему ни в коем случае нельзя сдувать все пылинки с ребенка. Жизнь сложная штука, и постоянно держать колпак над ребенком все равно не получится. Надо показывать ему жизнь во всех ее проявлениях.

    • 14:24
      Ответить

      Ну, может, и не во всех )))) но во многих (а не только шоколадных) – точно!

  • 14:24
    Ответить

    Согласна с Ольгой на все сто! Ребенок – такая же личность, как и Вы! Подумайте, если Вами будут командовать, предостерегать, управлять, помогать и все это каждую минуту, 24 часа в сутки. Жизнь под строгим контролем кого-то – это жизнь несчастного человека! Пусть даже контроль направлен на безопасность и безмятежность. Пока человек сам не сделает выбор, не совершит ошибки, не набьет кучу шишек и не сделает выводы – он не станет настоящей личностью, способной отвечать за себя и за близких людей.
    Поэтому с детства ребенок должен учиться самостоятельности, ответственности, родители могут подсказать, направить, помочь там, где сил или умишка не хватает в силу возраста. Вмешательство родителей на 100% оправдано там, где безопасности ребенка есть реальная угроза. В остальных случаях – будьте близки, поддерживайте, учите, но не решайте за ребенка, что ему делать, а что нет.
    Будьте мудрыми, развивайте качества малыша, но не заставляйте его быть вашей копией. Чрезмерная охрана и опека никому не послужила хорошую службу. Все должно быть в меру, немного контроля, немного свободы. Тогда равновесие не нарушится!

    • 14:24
      Ответить

      Да, как представила, что надо мной стоит такой большой контролер и глаз не спускает, и все комментирует… жуть…

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

18 сентября 2017
Инна
Самые красивые стихи о любви: для романтического настроя
Тысячи именитых поэтов слагали строки о любви. Сегодня миллионы неизвестных авторов сочинили множество чудесных стихов об этом возвышенном чувстве. Эти слова можно дарить своим любимым. Главное, чтобы они совпадали с вашими чувствами, были близки и красивы. Самые нежные, трогательные и восхитительные стихи о любви – это лучший подарок. Не обязательно дарить дорогие букеты цветов или предметы роскоши. Все материальные вещи не вечны. Подарите стихотворение о любви. Оно вызовет не меньшую бурю эмоций, но навсегда останется в памяти и душе вашей второй половинки.
16 сентября 2017
bytrina
Незаменимая роль отца в воспитании ребенка
Роль мужчины как впрочем и женщины в воспитании ребенка имеет огромное значение и если один из родителей игнорирует свои обязанности в воспитании, то это вскоре скажется на самом отпрыске.