Особенности грудного вскармливания после года

ГВ после года

Я – сторонник долгокормления. Сторонник не фанатичный, но для себя сделала именно такой выбор. Конечно, вопрос о том, как долго кормить своего малыша, решает каждая мама самостоятельно. Но часто самостоятельному выбору мешают какие-то побочные факторы, о которых мы уже говорили в статье “До какого возраста кормить грудью“. К этому списку я бы хотела добавить еще один важный фактор, о котором мы часто забываем: по мере взросления ребенка должно перестраиваться и взаимодействие с ним. В том числе – в вопросе кормления. Но не обязательно в сторону отлучения от груди. Напротив, решение отлучить ребенка от груди часто может возникать у мамы при неправильной организации кормления. Так как же нужно перестроить грудное вскармливание после года, чтобы оно шло на пользу малышу и не утомляло маму?  

Для сторонников долгокормления может оказаться открытием, что иногда грудное вскармливание после года может тормозить нормальное развитие ребенка. Причем дело тут вовсе не в кормлении самом по себе, а в неправильной организацией отношений с мамой. В таком случае малыш может чуть ли ни круглосуточно “висеть на груди” или прибегать к сосанию как единственному способу успокоения. Причины этого – психологические: скука, недостаток впечатлений для ребенка, мамины страхи “отпустить” малыша от себя. Физические причины (болезни, недомогания) мы сейчас не берем в расчет, поскольку они носят временный характер.

По мере взросления, должна наблюдаться четкая динамика к уменьшению частоты и длительности прикладываний. Так, для детей 1,5-2,5 лет нормой считается 2-3 прикладывания за день (не считая ночи). В таком возрасте как правило малыш активно интересуется внешним миром: игрушки, книги, природа, другие люди начинают привлекать его всё больше – а роль мамы и как источника питания, и как постоянного сопровождающего уменьшается.

мама с малышом

Если же отношения не перестраиваются, и мама продолжает вести себя с подросшим малышом как с новорожденным – вот тут-то и появляются сложности: ребенок не осваивает новые модели поведения, а мама всё больше устает и истощается (как физически, так и психологически).

Людмила Шарова, психолог и консультант по грудному вскармливанию, предлагает такие методы исправления этой ситуации:

  • разнообразить среду для ребенка (выезжать в гости, на природу, на дачу, менять окружение). Как правило, в таких ситуациях, когда ребенку всё ново и интересно, потребность в сосании уменьшается.
  • после года маме не только можно, но и нужно выходить “в мир” без ребенка. Такие выходы могут быть непродолжительными (в это время ребенок остается с папой, бабушкой или другим хорошо знакомым человеком), но главное, чтобы женщина ощущала психологическую разгрузку и возвращалась к семье более наполненной и счастливой. Ребенок же в это время имеет возможность освоить новые формы общения, питания, засыпания.
  • приучать ребенка к тому, что мама – тоже человек (а не служанка), у нее есть свои дела, интересы – и грудь доступна не по первому же требованию (в отличие от кормления младенцев). Иногда хорошим приемом оказывается такой: надевать такую одежду, в которой очень неудобно добираться до груди. В таком случае, и мама, и ребенок могут находить и другие варианты, чем покормиться/развлечься/утешиться. И прибегать к ГВ только в случае реальной необходимости.

дети в детском саду

Подробнее о том, как организовать грудное вскармливание после года, можно послушать в записи вебинара Людмилы Шаровой (он доступен бесплатно по этой ссылке). Я сама с удовольствием послушала ее выступление. Хотя не могу сказать, что сын висит на груди неотлучно (по мере роста, кормления, как и положено, значительно сократились), но иногда действительно бывает такая усталость, что единственным выходом кажется отлучение от груди, хотя это, безусловно, не выход. Особенно мне понравилась идея о том, что мама должна заботиться и о себе. А еще очень отозвалась тема психологического “отпускания” ребенка. Над этим в последние месяцы я задумываюсь всё чаще и прихожу к необходимости немного подкорректировать свои отношения с ребенком. И своё отношение к себе :)

С удовольствием почитаю Ваши отзывы: а как вы перестраивали свои отношения с ребенком и как у Вас выглядело грудное вскармливание после года?

P.S. Кстати, у Людмилы Шаровой есть еще и интересный вебинары (тоже бесплатный) по теме питания детей: “Почему ребенок плохо ест?“.

Если эта статья оказалась для Вас полезной, поделитесь ею в социальных сетях. И подписывайтесь на обновления блога.

Ваша Ольга Бардина

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

    Комментарии

  • 18:32
    Ответить

    Я тоже слушала этот вебинар, он очень мне помог. Так сложилось, что мне надо было уезжать в другой город на 3-5 часов в течении недели. Моему сыну тогда был почти год. Оказалось, что он вполне может без меня обходиться. И кушать может самую разную еду. Когда я приезжала домой, он спокойно на меня реагировал, можно сказать, даже не замечал моего отсутствия. Так что, дорогие мамы, смело пробуйте понемногу оставлять свое чадо с родственниками и занимайтесь своими делами.

    • 18:32
      Ответить

      Да, мне тоже кажется, что иногда мамы (я в том числе :) ) преувеличивают, что ребенок без них не обойдется. Так что научиться отлучаться – это и для мамы важный внутренний шаг. Необходимый.

  • 18:32
    Ответить

    Совершенно с Вами согласна, грудное кормление до года – хорошо, а после года – это уже якорь в развитии малыша!

    • 18:32
      Ответить

      Я бы немного иначе сказала: это может быть якорем, а может быть и пользой. Всё зависит от того, как выстраиваются отношения. И меняются ли они с возрастом.

      • 18:32
        Ответить

        Но польза от ГВ после года несомненно есть. Людмила ее в своем вебинаре обосновала достаточно хорошо – грудное молоко после года содержит много иммуноглобулинов, которые поддерживают иммунитет ребенка. Всем рекомендую послушать этот вебинар.

        • 18:32
          Ответить

          Согласна. Поэтому я тоже сторонник длительного ГВ.

  • 18:32
    Ответить

    Я свою малышку отучила от груди на время обеда и полдника. Как раз для того, чтобы была возможность оставить ее бабушке и дедушке днем. Ей с нашими родителями нравится – всё внимание ей одной. Правда это потом отображается на ее поведении дома ;).

    • 18:32
      Ответить

      А как она засыпает днем – тоже без груди?

  • 18:32
    Ответить

    Я кормила дочку до 2,5 лет. В основном она приходила просить грудь, когда ей было скучно и она требовала моего присутствия рядом. В этом случае было достаточно организовать игру, поприсутствовать рядом или дать ей что-нибудь перекусить. А вот во время дневного и ночного сна она обязательно просила грудь. С дневным сном проблема была решена, когда дочка пошла в садик. Там она довольно быстро привыкла засыпать самостоятельно, а вот отлучать от груди во время ночного сна пришлось потрудиться.

  • 18:32
    Ответить

    Я недавно читала очень интересную статью Ирины Рюховой про кормление после года: http://www.new-degree.ru/articles/mother/posle_goda
    А что касается нас – как советую Сирсы, превращалась в движущуюся мишень, а читала – делала что-то на одном месте сидя, когда сын спал. Но в его 1.5 года у меня случился очень сильный пиелонефрит и настала инволюция. Про то, что внезапно уменьшилось количество молока, так ему и говорила, что мама болеет, молочка мало, если ты сейчас поешь, то молочка на сон не останется. Так, случайным образом, наши кормления стали только на сны и во время снов. А к 2м годам он самоотлучился.

    • 18:32
      Ответить

      Интересно, Анна, а как после самоотлучения он стал засыпать? Как он вдруг обнаружил, что может засыпать без молока? Вы его специально готовили к этому?

      • 18:32
        Ответить

        Он уже и засыпал практически без груди, пососёт, отвернётся и спит. Последние кормления были днём и раз в 2-3 дня. Я как-то не готовилась к отлучению и была даже к недоумении, что происходит, думала, как вернуть ребёнка на грудь)))) А покачивания на коленях, водичка в спальне для него и колыбельные появились как-то сами по себе, задолго до отлучения. Так что и вы спросите, если долго сосёт – может пить или кушать илиу спокоиться хочет, можно помочь детю. Даже для успокоения есть уже много способов в таком возрасте :)

        • 18:32
          Ответить

          Да, надо просто экспериментировать. Убрать уверенность в своей незаменимости :) и пробовать!

  • 18:32
    Ответить

    Прошу прощения у всех сегодняшних комментаторов – из-за технического сбоя сегодняшние комментарии пропали (((
    Но я всё прочитала и благодарю за то, что поделились своими мыслями!

    • 18:32
      Ответить

      Пойду продублируюсь :) По смыслу, по форме-то уже вряд ли.

  • 18:32
    Ответить

    Не в первый раз встречаю слова о том, что кормление после года тормозит развитие ребенка и удивляюсь. Мой старший “висел” на груди почти до трех лет и при этом с развитием у него все было более чем в порядке. В 2 года он сочинял сказки и говорил сложноподчиненными предложениями, ближе в трем задавался философскими вопросами о смысле жизни, рождении и смерти и гениально обращался с конструкторами – по крайней мере, у меня так не получалось:)
    Отлучить пришлось за месяц до трех лет, поскольку я просто вымоталась от его приставаний 20 раз на дню – отказать с его характером ему было невозможно – все равно добьется:))) Объяснять-спорить-ругаться надоело… Пришлось уехать от него на 3 дня, а потом прибегнуть к горчице:) Жестко, конечно… Пережил нормально, но потом еще 2 года просил “подержаться за титю” в минуты стресса и на сон грядущий, когда я рядом ложилась – иначе не засыпал :)

    • 18:32
      Ответить

      Само ГВ, конечно, не виновато )))))
      Тормозит развитие искаженное восприятие кормления как способа решить побочные проблемы (не хватает внимания, соскучился – к груди; испугался, упал, расстроился – к груди). Конечно, иногда можно и так утешить :) Но ребенок после года вполне может знакомиться и осваивать и другие формы удовлетворения потребностей.
      Кстати, если говорить про интеллект, то в аюрведе молоко считается самым важным продуктом, питающим мозговые структуры (а материнское молоко – вообще, идеал).

      • 18:32
        Ответить

        Вот именно это у нас и было – способ утешения! Причем я сама была виновата – сразу приучила, чуть что, титей успокаивать. Молодая – глупая была:)

  • 18:32
    Ответить

    нам 2,5 – кормимся, хотя планировала до 2. Но ребенок не готов уйти – титю любит. Едим на сон, утром перед побудкой и несколько раз за день. Но засыпает часто без тити- поест, отвернется и спит. Или уходит в свою кровать, если хочется еще поесть – приползает под бочок. КОгда начинает висеть – отвлекаю, иногда срабатвает. Но заметила. что время с мамой и титей – часто не просто отдохнуть, перекусить, а еще и обдумать что-то. Иногда вскакивает и заявляет что-нибудь соврешенно удивительное.

    • 18:32
      Ответить

      Вот, оказывается, еще чудодейственная грань грудного вскармливания :) Открытия и озарения!
      А у нас, наоборот, днем не просит, но на сон+во время сна – обязательно. Без этого спать не готов.

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

10 января 2018
Татьяна
Как воспитать сына настоящим мужчиной
Очень ценные советы по воспитанию настоящего мужчины, многое сама делала интуитивно, но некоторые моменты стали для меня откровением. Обязательно учту, у меня как раз растет маленький джентльмен!
29 декабря 2017
Ольга Бардина
Мой выбор: самые лучшие книги, которые стоит прочитать
В трудные моменты многие из этих книг заменят долгие походы к психотерапевту. После прочтения начинаешь чувствовать себя более устойчиво даже перед лицом трудностей.