Период младенчества в жизни малыша

период младенчества

В предыдущей статье мы поговорили о том, какова периодизация психического развития ребенка. Напомню, что психическое развитие идет неравномерно и относительно стабильные периоды перемежаются с критическими. Возрастной кризис – это абсолютная норма в жизни каждого ребенка, именно кризис помогает перейти к качественно новому возрастному этапу, с новыми возможностями, новой системой отношений с окружающими и новой деятельностью.

В этой статье мы коснемся двух первых этапов жизни малыша. Это кризис новорожденности (до 1,5-2 месяцев) и период младенчества (примерно до года). Что же происходит в этот важный период развития крохи?

Кризис новорожденности

Внеутробная жизнь ребёнка начинается критическим актом рождения и непосредственно следующим за ним критическим возрастом – новорождённостью. После родов ребёнок отделён от матери только физиологически, но не биологически (в своих биологических функциях он далеко не самостоятелен).

Бесспорным является тот факт, что всё существование ребёнка в период новорождённости занимает как бы среднее положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Это звено представляет собой переходный этап от одного типа развития к другому, коренным образом отличному от первого. В первые дни внеутробного существования ребёнок как бы продолжает утробную жизнь и сохраняет её психические черты. Переходность данного этапа проявляется в особенностях питания (питается уже не растительным, а животным способом, однако употребляет в качестве пищи внутриорганический продукт материнского организма), сна (недостаточная дифференцированность сна и бодрствования, преобладание эмбриональной позы) ребёнка, кроме того новорождённый ещё не способен к самостоятельному передвижению в пространстве, хотя способен самостоятельно двигаться. Ещё одним бесспорным доказательством переходности периода новорождённости является тот факт, что последние 2 месяца утробного и первые 2 месяца внеутробного развития настолько тесно связаны между собой по природе происходящих в эти периоды процессов, что рождение недоношенного или переношенного ребёнка не вызывает само по себе сколько-нибудь существенных изменений в дальнейшем развитии.

Период новорождённости означает разрыв со старым и начало нового. Новообразованием данного периода является индивидуальная психическая жизнь новорождённого. 

Вопрос о временных границах данного периода является спорным, однако, по мнению Выготского, новорождённость длится не менее 3 недель и незаметно, без резкой грани ко 2 месяцу жизни переходит в грудной период. Критерием перехода от новорождённости к грудному периоду является отход от пассивной социальности и появление улыбки на разговор (в психологии это явление называется “комплекс оживления”). Комплекс оживления – это первое проявление потребности человека в другом человеке. То есть, как только вы увидели, что ваш малыш улыбается вам в ответ, – можете сделать вывод, что кризис новорожденности пройден и наступил следующий этап развития – период младенчества.

Период младенчества (первый год жизни)

Основной тип деятельности ребёнка на первом году жизни – непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми. Если оно своевременно не обеспечено, то всё дальнейшее развитие ребёнка идёт медленно и ненормально. В первой половине 1-го года жизни ребёнку совершенно необходимо живое эмоциональное общение со взрослыми (и прежде всего – с матерью, поскольку малыш воспринимает себя и маму как “мы”, в симбиозе, неразрывном единстве).

В первом полугодии жизни активно развивается сенсорика (сосредоточение взора ребенка на лице взрослого, слежение за движущимся предметом, реакция на новизну) и голосовые реакции (агуканье, гуление, лепет). В середине первого года жизни возникают первые предметно-ориентированные действия ребенка (развивается акт хватания; начинает воспринимать предметы целиком, а не только отдельные их свойства; действия начинают ориентироваться на физические свойства предметов; ребенок изучает результат собственных действий). Наверняка вы видели, как малыши бросают предметы и смотрят, “как они падают”, как любят стучать и барабанить по разным предметам, изучая звуки, как пробуют самостоятельно открывать различные коробки, ящики, шкафы и изучать то, что там спрятано :)

Ближе к году возникает новое средство общения со взрослыми – указательный жест. Также развивается речь (ребенок пробует первые слова). Пробует вставать и самостоятельно ходить. Все эти новообразования младенческого возраста входят в противоречие со сложившейся социальной ситуацией развития (единством со взрослым) – и как следствие, возникает новый критический период, во время которого старая (можно сказать “устаревшая”) социальная ситуация меняется на новую, более адекватную.

Это преобразование и составляет суть следующего этапа развития – кризиса одного года.

P.S. О кризисе 1 года можно прочитать здесь.

 

Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи.
Лучшие статьи – с доставкой на дом!

Введите e-mail:

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

    Комментарии

  • 15:24
    Ответить

    МЫ успешно преодолели и кризис младенчества и первый год жизнь:)

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

10 января 2018
Татьяна
Как воспитать сына настоящим мужчиной
Очень ценные советы по воспитанию настоящего мужчины, многое сама делала интуитивно, но некоторые моменты стали для меня откровением. Обязательно учту, у меня как раз растет маленький джентльмен!
29 декабря 2017
Ольга Бардина
Мой выбор: самые лучшие книги, которые стоит прочитать
В трудные моменты многие из этих книг заменят долгие походы к психотерапевту. После прочтения начинаешь чувствовать себя более устойчиво даже перед лицом трудностей.