Период младенчества в жизни малыша

период младенчества

В предыдущей статье мы поговорили о том, какова периодизация психического развития ребенка. Напомню, что психическое развитие идет неравномерно и относительно стабильные периоды перемежаются с критическими. Возрастной кризис – это абсолютная норма в жизни каждого ребенка, именно кризис помогает перейти к качественно новому возрастному этапу, с новыми возможностями, новой системой отношений с окружающими и новой деятельностью.

В этой статье мы коснемся двух первых этапов жизни малыша. Это кризис новорожденности (до 1,5-2 месяцев) и период младенчества (примерно до года). Что же происходит в этот важный период развития крохи?

Кризис новорожденности

Внеутробная жизнь ребёнка начинается критическим актом рождения и непосредственно следующим за ним критическим возрастом – новорождённостью. После родов ребёнок отделён от матери только физиологически, но не биологически (в своих биологических функциях он далеко не самостоятелен).

Бесспорным является тот факт, что всё существование ребёнка в период новорождённости занимает как бы среднее положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Это звено представляет собой переходный этап от одного типа развития к другому, коренным образом отличному от первого. В первые дни внеутробного существования ребёнок как бы продолжает утробную жизнь и сохраняет её психические черты. Переходность данного этапа проявляется в особенностях питания (питается уже не растительным, а животным способом, однако употребляет в качестве пищи внутриорганический продукт материнского организма), сна (недостаточная дифференцированность сна и бодрствования, преобладание эмбриональной позы) ребёнка, кроме того новорождённый ещё не способен к самостоятельному передвижению в пространстве, хотя способен самостоятельно двигаться. Ещё одним бесспорным доказательством переходности периода новорождённости является тот факт, что последние 2 месяца утробного и первые 2 месяца внеутробного развития настолько тесно связаны между собой по природе происходящих в эти периоды процессов, что рождение недоношенного или переношенного ребёнка не вызывает само по себе сколько-нибудь существенных изменений в дальнейшем развитии.

Период новорождённости означает разрыв со старым и начало нового. Новообразованием данного периода является индивидуальная психическая жизнь новорождённого. 

Вопрос о временных границах данного периода является спорным, однако, по мнению Выготского, новорождённость длится не менее 3 недель и незаметно, без резкой грани ко 2 месяцу жизни переходит в грудной период. Критерием перехода от новорождённости к грудному периоду является отход от пассивной социальности и появление улыбки на разговор (в психологии это явление называется “комплекс оживления”). Комплекс оживления – это первое проявление потребности человека в другом человеке. То есть, как только вы увидели, что ваш малыш улыбается вам в ответ, – можете сделать вывод, что кризис новорожденности пройден и наступил следующий этап развития – период младенчества.

Период младенчества (первый год жизни)

Основной тип деятельности ребёнка на первом году жизни – непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми. Если оно своевременно не обеспечено, то всё дальнейшее развитие ребёнка идёт медленно и ненормально. В первой половине 1-го года жизни ребёнку совершенно необходимо живое эмоциональное общение со взрослыми (и прежде всего – с матерью, поскольку малыш воспринимает себя и маму как “мы”, в симбиозе, неразрывном единстве).

В первом полугодии жизни активно развивается сенсорика (сосредоточение взора ребенка на лице взрослого, слежение за движущимся предметом, реакция на новизну) и голосовые реакции (агуканье, гуление, лепет). В середине первого года жизни возникают первые предметно-ориентированные действия ребенка (развивается акт хватания; начинает воспринимать предметы целиком, а не только отдельные их свойства; действия начинают ориентироваться на физические свойства предметов; ребенок изучает результат собственных действий). Наверняка вы видели, как малыши бросают предметы и смотрят, “как они падают”, как любят стучать и барабанить по разным предметам, изучая звуки, как пробуют самостоятельно открывать различные коробки, ящики, шкафы и изучать то, что там спрятано :)

Ближе к году возникает новое средство общения со взрослыми – указательный жест. Также развивается речь (ребенок пробует первые слова). Пробует вставать и самостоятельно ходить. Все эти новообразования младенческого возраста входят в противоречие со сложившейся социальной ситуацией развития (единством со взрослым) – и как следствие, возникает новый критический период, во время которого старая (можно сказать “устаревшая”) социальная ситуация меняется на новую, более адекватную.

Это преобразование и составляет суть следующего этапа развития – кризиса одного года.

P.S. О кризисе 1 года можно прочитать здесь.

 

Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи.
Лучшие статьи – с доставкой на дом!

Введите e-mail:
Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

    Комментарии

  • 15:24
    Ответить

    МЫ успешно преодолели и кризис младенчества и первый год жизнь:)

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

21 августа 2017
Ольга (Время пения)
Как креативно сообщить мужу о беременности?
Мне понравилось про фотографию на рабочем столе компьютера. Я так и представила...))) Интересные идеи!
21 августа 2017
Вкусые подарки
Как правильно наказать ребенка за непослушание?
Для женщины беспроигрышный вариант - это посуда.