Развитие речи ребенка: зажечь свечу

грамотная речьПродолжаю серию статей, на которые меня вдохновила чудесная книга Шалвы Амонашвили “Баллада о воспитании“. На этот раз поговорим о развитии речи ребенка. В этой статье не будет игр-упражнений-методик на развитие речи. Их в изобилии можно найти в Интернете и книгах-методичках. Но мне бы хотелось сделать в этой теме другой акцент. Речевая сфера – это не только набор слов и предложений, которые ребенок может произнести и понять. Речь – это, прежде всего, средство коммуникации, общения с миром, средство самовыражения. Можно сказать, это своеобразная визитная карточка, по которой можно судить, кто перед вами. Чистота, доброта, содержательная наполненность речи – это не менее важные ее характеристики, чем словарный запас и грамотность. Поэтому в этой статье я решила сделать акцент в первую очередь на качественном развитии речи ребенка.

Первым делом хочу напомнить несколько важных закономерностей развития речи ребенка:

– речевое развитие начинается не с воспроизведения слов и звуков ребенком. Оно начинается со слушания, восприятия звуков. Уже в утробе матери ребенок начинает воспринимать внешние звуки и даже реагировать на них. Отсюда первое правило для развития речи ребенка: начинать разговаривать с ним (петь песни, обращаться к нему) еще во внутриутробном периоде. В это же время важно следить за тем, чтобы беременную женщину окружали в основном гармоничные звуки и чистая речь. После рождения ребенка мама и другие близкие взрослые продолжают разговаривать с ребенком – и тем самым способствуют его речевому развитию.

беседа с ребенком- для развития каждой способности имеются так называемые сенситивные периоды (периоды повышенной чувствительности той или иной сферы, максимальные возможности для развития). От рождения до 6 лет – период активного развития речи. В 2-3 года ребенок начинает разговаривать, затем его речь усложняется, увеличивается словарный запас. Все усилия, вложенные в это время в развитие речи ребенка, не пропадают зря: ребенок впитывает как губка и лексику, и грамматику, может легко освоить иностранные языки. Но параллельно с этим речь развивается и с другой точки зрения – со стороны ее смысловой наполненности. Отсюда второе правило: не только разговаривать с ребенком и при ребенке, но и внимательно следить за тем, какие образцы речи вы ему закладываете. Изменить речевые привычки позже будет гораздо сложнее, чем сразу заложить правильные основы.

Что я имею в виду, говоря о речевых привычках?

шалва амонашвили1. Чистота речи. Определяя чистую речь, процитирую Шалву Амонашвили: “Это не только правильное произношение, грамматически правильное построение мыслей в предложениях. Это не так важно. Чистота речи определяется ее смысловым и чувственным содержанием. Пусть звучит в вашей речи любовь, сострадание, взаимопонимание, уважение, радость, устремленность. Пусть ваша речь служит утверждению добра, пусть несет она людям живительную влагу. Ваша речь будет чистой, если она будет искренней и правдивой. Тогда слова и формы их построения станут прекрасными”.

Чистота речи тесно связана с чистотой мыслей – а это уже черты характера. Согласитесь, что гораздо приятнее общаться с человеком, говорящим красиво и о красивом, нежели слушать брань, сплетни, насмешки, критику, ложь.

2. К отрицательным речевым привычкам, создающим весьма непривлекательную “визитную карточку”, можно отнести сквернословие, лживость, пустословие, озлобленность и агрессивность в речи, склонность оскорблять, критиковать, осуждать, придираться. Как в известном стихотворении: “Словом можно убить, словом можно спасти…”.

3. Речь с душой. Имеется в виду наполненность речи чувствами, эмоциями, внутренним миром говорящего. Часто в наше время общение сводится к обмену информацией. Но есть (точнее, должна быть) в общении и другая грань – понимание другого, его внутреннего мира, переживаний, а также выражение себя – искреннего, настоящего. Умению выражать себя и слышать другого, общаться как Человек с Человеком, а не как компьютер с компьютером, тоже нужно учиться.

чистота речиИ ведь эти привычки не появляются “вдруг и ниоткуда”. Они впитываются ребенком из речи окружающих – семьи, друзей, телевизора. Но чем младше ребенок, тем больше возможностей у родителей сделать долю своего, семейного влияния максимальной. И при этом – взять на себя сознательную ответственность за то, какие образцы речи окружают ребенка, какие привычки прививаются.

Для подросших детей хорошими помощниками в таком развитии могут стать качественные книги, фильмы, соответствующий круг общения (в том числе, ребенок должен видеть образцы подобного общения между взрослыми, а не только по отношению к нему самому). Для младшего же возраста основная задача по развитию речи ребенка в этих направлениях лежит на плечах родителей. А это означает серьезную работу на собой – необходимо самим виртуозно владеть речью: наполнять ее чистыми, искренними эмоциями, проявлять внимание к собеседнику, говорить на возвышенные темы, преодолевать отрицательные речевые привычки, если они есть.

Завершая эту тему, хочу привести еще одну цитату Шалвы Амонашвили, в которой он высказывается от имени ребенка в адрес родителей – как всегда красиво, содержательно, метко: “Ваша речь есть основа для развития моей речи. Вы несете ответственность за мою речь. Речь, которую вы разовьете во мне, станет качеством моей личности и благодетелем моего внутреннего мира. Я буду всю жизнь вам признателен, если вы сделаете мою речь зажжённой свечой средь бела дня и факелом во тьме“.

Ну чем ни призыв к действию :)

OZON.ru - Книги | Искусство семейного воспитания | Ш. Амонашвили OZON.ru – Книги | Искусство семейного воспитания | Ш. Амонашвили

 

Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи.
Лучшие статьи – с доставкой на дом!

Введите e-mail:

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

Видео о ценности семьи

В продолжение темы, как удается любовь, хочу поделиться видеороликом о ценности семьи. Меня очень радует, что в обществе развиваются не ...

    Комментарии

  • 7:30
    Ответить

    Очень мудрые высказывания. Ребенка важно не просто научить говорить, но в первую очередь свою речь очистить и облагородить не помешает.

  • 7:30
    Ответить

    Шалва Амонашвили – Учитель, с открытым и любящим всех детей сердцем. Я читала его книгу “Искусство семейного воспитания”, где он рассказывает свои личные истории, о своей семье.

    • 7:30
      Ответить

      Я над некоторыми страницами этой книги просто плакала…

  • 7:30
    Ответить

    Дяденька на первой фотке ( где с малышом) похож на Комаровского в старости)))))
    Очень интересная тема! А не планируете продолжать ее?

    • 7:30
      Ответить

      Комаровский в старости ))))))
      Пока жду откликов по этой теме :)

  • 7:30
    Ответить

    Очень важно развивать речь. Мыслительные процессы связаны с речью. Да и во взрослой жизни речь играет роль, неприятно слушать человека, который не умеет ставить ударения и называет коридор – колидором. Ребенка нужно развивать.

  • 7:30
    Ответить

    Спасибо, что открыли для меня этого автора!! Чистота помыслов и чистота речи мне очнеь понравилось! Моему малышу только год, и у нас все впереди!

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

10 января 2018
Татьяна
Как воспитать сына настоящим мужчиной
Очень ценные советы по воспитанию настоящего мужчины, многое сама делала интуитивно, но некоторые моменты стали для меня откровением. Обязательно учту, у меня как раз растет маленький джентльмен!
29 декабря 2017
Ольга Бардина
Мой выбор: самые лучшие книги, которые стоит прочитать
В трудные моменты многие из этих книг заменят долгие походы к психотерапевту. После прочтения начинаешь чувствовать себя более устойчиво даже перед лицом трудностей.