Развитие самостоятельности в раннем возрасте

развитие самостоятельностиРазвитие самостоятельности – одна из основных задач родителей. Задача это довольно глобальная, поскольку развитие самостоятельности ребенка происходит постепенно от рождения до взрослости. Правда, не каждого взрослого можно назвать в полной мере самостоятельным, поскольку в это понятие вкладывают и умение о себе позаботиться, и (важно!) ответственность за последствия своих решений и поступков. Во взрослую жизнь мы сейчас забегать не будем, но поговорим о том, что могут сделать родители еще в раннем возрасте, чтобы заложить основы самостоятельности. В раннем возрасте (1-3 года) навыки самостоятельности подразумевают умение себя занять на некоторое время, навыки самообслуживания (кушать ложкой, ходить на горшок, убирать за собой и т.п.), наличие собственной инициативы. Соответственно, и развитие самостоятельности в этом возрасте подразумевает именно воздействие на эти сферы.

развитие самостоятельностиЕсли говорить об инициативе, то нужно учитывать, что дети инициативны по природе. У них всегда есть свои “задумки”, предпочтения, выбор; они всегда тянутся к новому, хотят учиться и пробовать. В этом плане основная задача родителей – не погасить эту инициативу, учиться ей следовать (когда возможно), поддерживать идеи ребенка. Погасить инициативу может как грубость (насмешки, пренебрежение к детским идеям, предложениям, попыткам), так и гиперопека (например, когда родитель привыкает круглосуточно развлекать и занимать ребенка, не оставляя ему простора для собственных действий или размышлений; еще один пример гиперопеки – стремление родителя сделать всё вместо ребенка, считая, что он еще мал, неловок, что ему тяжело, что “я справлюсь быстрее и лучше”).

Поэтому самый важный принцип развития самостоятельности в раннем возрасте – не делать за ребенка то, что он может сделать сам (даже если вы делаете это быстрее и лучше). Помогать ребенку стоит только в том случае, если он просит вас о помощи или если его попытки сделать что-то самостоятельно могут оказаться опасными. Разлитый по полу борщ или лужа в туалете опасностью не считаются :)

Кстати, другой крайностью по сравнению с гиперопекой является желание родителей как можно быстрее “развить и повзрослить” своего ребенка. Для этого родители побуждают ребенка делать что-то самостоятельно, даже если он не испытывает к этому желания, интереса, не обладает достаточными навыками. Самостоятельность как бы развивается из-под палки. Но нужно учитывать, что в таком случае те действия, к которым мы приучаем (самостоятельно одеваться, кушать ложкой, выливать за собой горшок и т.п.), в сознании ребенка соединяются с эмоционально-негативными переживаниями. То есть ребенок может научиться делать то, чему вы его обучаете, но вряд ли будет это любить.

развитие самостоятельностиОптимальный вариант – следовать за инициативой ребенка. Навыки самостоятельности лучше всего развиваются, когда у ребенка есть реальная мотивация – научиться, попробовать, справиться. Эту инициативу (взять ложку, развязать шнурки и т.п.) следует подмечать – и вовремя давать необходимую информацию (например, показать, за какую веревочку потянуть, чтобы шнурок развязался) и давать возможность пробовать. Наверняка вы замечали, что многие навыки, над которыми вы бились долгие месяцы, ребенок может ухватить буквально за один день, если вы поддержали его инициативу в этом.

В раннем возрасте именно эти простые приемы способствуют развитию самостоятельности. Впрочем, простыми они являются далеко не для каждого, поскольку требуют осознанности, доверия к ребенку, ведь родителям проще всё сделать самим.

И последняя грань в развитии самостоятельности, о которой хочется упомянуть, – это готовность ребенка на некоторое время оставаться без мамы. После года мамам рекомендуется иногда отлучаться и оставлять ребенка с другими людьми, которым ребенок доверяет (с папой, бабушкой или няней, если с ней выстроены доверительные отношения). Имеются в виду небольшие отлучки, на несколько часов, во время которых ребенок получает новый опыт (не такой, как с “привычной мамой”). По мере взросления длительность отлучек можно увеличивать. Но не стоит для этого прибегать к помощи детского сада, особенно полнодневного (в раннем возрасте для ребенка основной круг общения – это мама и ближайшие родственники, и длительная разлука с ними является сильным стрессом для малыша). В дошкольном возрасте (3-7 лет) детский сад, безусловно, может внести свой вклад в развитие самостоятельности. Но до этого этапа основная задача лежит на родительских плечах. Как фундамент, родители закладывают навыки будущей зрелости. И будет ли этот фундамент прочным, зависит именно от нас.

P.S. В комментариях буду рада услышать Ваш опыт, как Вы развиваете у детей самостоятельность и что подразумеваете под этим словом.

 

Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи.
Лучшие статьи – с доставкой на дом!

Введите e-mail:

 

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

Что делает меня счастливой?

Эту статью я вдохновилась написать, когда узнала, что на сайте Philosoff.net проводится интересный конкурс под названием «Что делает меня счастливым(ой)?». ...

    Комментарии

  • 9:15
    Ответить

    Развивать самостоятельность у детей надо как можно раньше. Ребенок уже в 3 года кричит: Я САМ!. и не подавлять эту инициативу. А то потом вырастет такой “‘Митрофанушка”. за которого все делает мама. Моей внучке 4,5 года. Она очень многое делает сама. Даже помогает мне раскатывать тесто для пирожков. Убирает игрушки, сама давно одевается, помогает по хозяйству: вытирает пыль. любит поливать цветы. Просто если ребенок с детства хочет вам помочь- не отталкивайте его, мол сама сделаю быстрее и лучше.

  • 9:15
    Ответить

    Оля, подписываюсь под каждым твоим словом. Самостоятельность – очень важна в жизни, на любом ее этапе, ну, кроме новорожденности, конечно. Да и самим очень приятно наблюдать, как маленький ребенок сам держит ложку, самостоятельно снимает и одевает трусики, пытается чистить зубы и моет ручки.

  • 9:15
    Ответить

    Да, согласна с тем, что дети сами хотят все делать сами, как взрослые, и надо им это ПОЗВОЛЯТЬ.
    У меня ребенок тут в год и два спички зажег у меня на глазах – думала, где он это увидел? мы пользуемся электроподжигом и видеть он мог спички раз пять от силы. Удивлению не было предела)

    • 9:15
      Ответить

      Сама не перестаю удивляться, когда вижу такие проявления!

      • 9:15
        Ответить

        Оля, мне почему-то на почту не приходят уведомления о комментариях…

        • 9:15
          Ответить

          Ирина, у меня тоже… даже мне как администратору не приходят уведомления… не знаю, в чем дело…

          • 9:15
            Ответить

            чудеса)) стали приходить уведомления))) уууух. закомментим))))

  • 9:15
    Ответить

    Я со своей дочкой все делала не задумываясь о какой-то самостоятельности. Хочешь кушать ложкой – кушай, хочешь писать на горшок или унитаз – выбирай, я не против. Все инициативы поддерживала и помогала, если понадобится. А летом мы ездили отдыхать к бабушке и дедушке и они очень много “ругались”. То ложку держишь не так, то пролила, то сметану поела пальцем, а не ложкой. После таких нравоучений я стала замечать, что дочь перестала хотеть что-то делать сама. Я очень переживала, ведь в сентябре нам нужно было идти в детский сад. Но оказалось, что зря. Дочь пошла в садик и воспитатель хвалит ее за самостоятельность.
    Ольга, в статье все написано верно, но все рекомендации нужно использовать персонально для каждого ребенка.

    • 9:15
      Ответить

      Мария, спасибо за ценное дополнение. Такое вмешательство и правда отбивает желание пытаться и пробовать.

  • 9:15
    Ответить

    Моей дочке исполнится через несколько дней уже 6 месяцев, но она хочет сама познавать мир, сама учиться (сидеть, ползать, стоять). КОгда она ползала гусеничкой, скользя по кровати, или прыжками как зайчкик, я несколько раз пыталась ей её же ножками показать ползки. Ей это не нравилось, сердится. И сидеть и стоять – тоже самое. Стоять только-только учиться, сама находит опору, подползает и встает. Если падает, встает сама. И сразу фейерверк восторга. Что мне помогает: наблюдаю и настраиваюсь на нее: на физическое тело, на чувства, на то, как она видит этот мир. Пропускаю через свое тело ее ощущения. И становится понятно , когда нужна помощь, а когда – не нужна.

    • 9:15
      Ответить

      Какая умница: так и представила счастливую улыбку “гусенички” – радость от первых побед )))
      А я за собой заметила излишнее желание везде помогать. Поэтому для меня “не помочь” – это своеобразная работа над собой. Так хочется везде “настелить соломки” и “положить готовое прямо в ротик”, что приходится постоянно напоминать себе о важности собственного опыта для ребенка и останавливать своё вмешательство :)
      Сейчас Святослав приближается к яркому периоду “я сам” – и даже когда идет в туалет, закрывает за собой дверь, чтобы я не вошла. А когда иду за ним, говорит: “Мама, иди туда, далеко, в комнату” – и с усердием закрывает за собой дверь, чтобы мама не вмешалась :) А потом выходит счастливый-счастливый!

      • 9:15
        Ответить

        Для меня это также работой было, причем трудной-трудной, но к Ладе я научилась создавать пространство для развития и самостоятельности. У меня два младших брата, которых я “воспитывала” кнутом и пряником, сделать вместо них, лучше, быстрее и т д. А потом застроить: почему они ничего не делают :)) Уже затем, намного позже я кардинально пересмотрела концепцию и научилась, учусь создавать пространство для развития. И дома, и в работе. В общем везде беру его с собой :))

        • 9:15
          Ответить

          И я надеюсь научиться :)

  • 9:15
    Ответить

    Самостоятельность у ребенка уже заложена природой, нужно только ее поддерживать в нужный момент, хотя порой бывает не просто. Доверьтесь ребенку, предоставьте сделать ему то, что он хочет самостоятельно, тогда и в будущем вы получите ответственного человека, готового помочь там, где нужно.
    У нас дочка (4,5 года) сама моет полы, окна, посуду, гладит свою одежду, стирает свои мелкие вещи, застилает постель, убирает игрушки, да и еще много чего. Причем мы ее никогда ничего делать не заставляем, сама хочет везде помочь.

    • 9:15
      Ответить

      Отличный опыт! Надеюсь, мы тоже в скором времени многому научимся, а главное – полюбим эти дела!

  • 9:15
    Ответить

    Оля, согласна с тобой на все 100 – я тоже за самостоятельность и все ее проявления :-) Тоже стараюсь ребенка не ограничивать и всегда поддерживаю его инициативу (в разумных, конечно, пределах :-) )

  • 9:15
    Ответить

    Японцы в этом плане молодцы. Они до 5 лет детям позволяют буквально все, не замечая разлитых борщей :-), и потерянных сабо. Но, после пяти, незаметно и бархатно берут в ежовые :-) рукавицы, и, результат налицо – впереди планеты всей!

    А ошибка нашего менталитета – или няньчиться до оболванивания, или вообще, ничего не делать. И это в основной своей массе.

    А теперь, сравниваем последтвия и результаты…

    • 9:15
      Ответить

      Мне кажется, в Японии тоже есть свои перекосы – не случайно у них современные подростки имеют много психологических проблем.
      Но то, что истина где-то в золотой середине – это точно!

      • 9:15
        Ответить

        И надо золотую середину от всех культур брать на вооружение!

  • 9:15
    Ответить

    Согласна, самостоятельность нужно развивать с самого раннего возраста. Сами так делали, наш сын научился сам пить из бутылочки уже месяца в 4, мы контролировали, но он сам держал и пил (он на смесях, молока – не было). И отдельную комнату ему дали к году, хотя многие малыши даже с родителями в одной кровати спят. Мы решили, что сын должен привыкать к своей комнате, потом сложнее будет. Он спокойный, спал хорошо и привык сразу. Теперь обожает свою комнату. И многие вопросы решает сам, нет такого момента, что у него что-то не получилось с первого раза и он в слезах к маме бежит – сначала всегда пытается добиться результата самостоятельно. Это здорово, я вижу как происходит становление характера – целеустремленного и уверенного в себе человека.

    • 9:15
      Ответить

      А мы до сих пор спим рядышком. Мне кажется, это не совсем про самостоятельность. Напитаться родительским вниманием, уткнуться спящим носом в маму или папу – тоже неплохо :) А вот с навыками самообслуживания и доведения до результата – согласна, очень полезные навыки, к которым надо приучать как можно раньше. Не скажу, что у меня всегда получается :) Иногда так и тянет сделать самой быстрее, но по возможности стараюсь отслеживать и приостанавливать свои “порывы” :)

  • 9:15
    Ответить

    Отличная статья, Оля!
    Мне кажется, еще один важный момент самостоятельности ребенка – это умение занять себя чем-то без мамы.
    Сколько подруг сейчас жалуется на то, что сын или дочка требуют ПОСТОЯННОГО круглосуточного внимания и играют только при участии взрослых…

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

21 августа 2017
Ольга (Время пения)
Как креативно сообщить мужу о беременности?
Мне понравилось про фотографию на рабочем столе компьютера. Я так и представила...))) Интересные идеи!
21 августа 2017
Вкусые подарки
Как правильно наказать ребенка за непослушание?
Для женщины беспроигрышный вариант - это посуда.