Создание развивающей среды для малыша

развивающая среда

Давно уже хотелось написать статью о том, что такое развивающая среда и как ее создавать, но по мере изучения этой темы я поняла, что вопрос это достаточно непростой и поместить “развивающую среду” в рамки даже подробной статьи довольно проблематично. Дело в том, что развивающая среда – это не нечто статичное, созданное по определенным правилам: в этом углу кладем игрушку с кнопками, в этом – с колесиками, а в центре ставим разноцветную пирамидку. Создание развивающей среды – это процесс вашего личного творчества, умение чувствовать потребности малыша и гибко перестраивать его окружение. По большому счету, даже в обычной среде ребенок всегда найдет то, что поможет ему учиться и постигать новое, так что первым делом нужно отбросить страхи, что ваше местообитание не соответствует каким-то авторитетным педагогическим принципам. И теперь, со спокойным сердцем, давайте немного поговорим про создание развивающей среды своими силами. 

Итак, как следует из самого термина, развивающая среда – это среда, способствующая развитию ребенка. А поскольку на разных возрастных этапах ребенок проходит разные задачи развития, то первым делом нужно учесть, для какого возраста и под какие задачи мы эту среду создаем. Думаю, многие мамы слышали про такое понятие как “сенситивные периоды развития”. Это периоды повышенной чувствительности к той или иной информации, освоению тех или иных навыков, определенной деятельности. Именно в эти моменты нужно обеспечить ребенку возможность осваивать то, к чему он в данный момент готов. Так,

– от рождения до 6 лет – период активного развития речи (то есть среда, в которой ребенок имеет возможность слышать звуки человеческой речи, уже является развивающей для данного возраста),

– от рождения до 5,5 лет – период сенсорного развития (сенсорное развитие – развитие органов чувств, умение воспринимать разнообразную стимульную информацию: цвета, формы, звуки, запахи и т.д.),

– от 1,5 до 2,5 лет – период восприятия мелких предметов (и хотя именно в этот период есть большое искушение попрятать от малыша всё мелкое, что может быть проглочено или засунуто в нос, но стоит помнить, что в этом возрасте ребенок ДОЛЖЕН наиграться с мелкими объектами – бусинами, крупами, спичками, ниточками, разнообразными детальками, – а ваша задача – сделать так, чтобы это знакомство проходило максимально безопасно),

– от 1 года до 4 лет – период развития мелкой и крупной моторики (ребенок должен иметь возможность бегать, прыгать, лазить, орудовать различными инструментами: от ложки до велосипеда),

– от 2 до 3 лет – период восприятия порядка, период активного взаимодействия со взрослыми,

– от 2,5 до 6 лет – период закрепления социальных навыков.

Итак, первый момент, о котором мы поговорили: развивающая среда должна соответствовать тому возрасту и тем сенситивным периодам, которые ребенок проходит в данный момент.

Следующий момент, о котором стоит помнить: создание развивающей среды – это создание разнообразия. Поскольку развитие никогда не идет только по одному направлению, а комплексно объединяет множество разнообразных навыков, осваиваемых параллельно, то и среда должна быть многогранной: в ней должно быть и место для активных игр и физической подвижности, и “интеллектуальный уголок” (с книгами, обучающими карточками, настенными плакатами, игрушками-головоломками и т.п. – в зависимости от возраста), и уголок для творчества (с красками, карандашами, пластилином, бумагой и другими заготовками для поделок и самовыражения), и возможности для эмоционального развития, общения. Причем все эти разнообразные объекты должны быть доступны (то есть ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбрать вид деятельности и необходимые объекты).

Кстати, не стоит думать, что всё это требует много места. То, что я называю “уголками”, может поместиться и на одном пятачке, который легко переоборудовать в зависимости от того занятия, которым хочет заняться малыш. А еще не забывайте, что можно создать развивающую среду не только дома, но и выйти за пределы собственного дома: например, на прогулке вести наблюдения за живой природой, ставить различные опыты (с песком, лужами, солнечными лучами, листьями, цветами). Обращайте внимание ребенка на эти моменты – и развивающая среда будет следовать за вами повсюду.

Итак, думаю, что общие принципы понятны. Давайте посмотрим на примерах: если говорить про создание развивающей среды для самых маленьких (до года), то ваши основные задачи:

– создать для малыша сенсорное разнообразие (пусть его органы чувств получают самую разнообразную стимуляцию: используйте игрушки разной формы, цвета, различные на ощупь материалы, звучащие игрушки, музыкальные записи; по мере взросления – предлагайте знакомиться с различными вкусами, запахами; откройте для него понятия температуры предмета, гладкости, тяжести, мягкости и т.д.; предлагайте для ознакомления проявления природных стихий: воды, ветра, огня – естественно, это должно быть безопасно). Помните, что малыш сейчас познает свойства предметов – и для него нет разделения мира на игрушки и “серьезности”, поэтому давайте возможность смотреть, трогать, нюхать, облизывать и т.д. не только игрушки, но и многообразные предметы из вашего обычного окружения.

– дать возможность активно двигаться (полезны любые упражнения: плавание, массаж, гимнастика, даже простое “катание на руках” у мамы для самых маленьких всегда полезнее пассивного лежания, особенно на спине). Как только малыш научится передвигаться самостоятельно, не ограничивайте его перемещения манежем – позвольте “обползать”, а потом и исходить ногами всю квартиру. Кстати, чем младше малыш, тем теснее интеллектуальное развитие связано с физическим, так что желая вырастить умницу, уделите сейчас внимание не книгам и учебным карточкам, а возможности как можно больше и разнообразнее двигаться.

– больше разговаривать с малышом (поскольку сенситивный возраст для развития речи ребенка начинается прямо с рождения, то звуки вашей речи, песни, стихи и разнообразные беседы как с самим малышом, так и просто в его присутствии, – это хороший стимул для развития). Безусловно, не стоит забывать и о том, что ваша речь должна быть грамотной и культурной (ведь то, как вы общаетесь, запечатлевается у малыша уже сейчас, когда он, казалось бы, ничего еще не понимает).

В более старших возрастах в ход пойдут и специальные материалы (наборы для творчества, познавательные плакаты, спортивные снаряды), а пока наслаждайтесь тем, что вашему малышу интересно, ново и развивающе-полезно практически всё, чем вы окружены в обычной жизни!

И напоследок, еще один маленький совет. Я давно начала пользоваться им чисто интуитивно, а потом прочитала его в советах детского психолога на одном из сайтов и окончательно убедилась в его правильности. Совет этот – про мусор :) Если у вас дома есть что-то ненужное, что вы собрались выбросить, не спешите выбрасывать – дайте малышу поиграть с этим объектом. У нас, например, в большом ходу картонные коробки и бутылки из-под еды: они яркие, красочные, легкие, достаточно мягкие, их удобно помять и погрызть, повертеть в руках и побросать на пол :)

Пусть и для вас создание развивающей среды станет увлекательной и веселой задачей!

 

 

Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи.
Лучшие статьи – с доставкой на дом!

Введите e-mail:
Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

    Комментарии

  • 16:21
    Ответить

    У меня детки “жили” в столе, в посуде :) и немного на журнальном столике, среди косметики:)

  • 16:21
    Ответить

    Обширно, понятно и все доступно описано. Мамочки которые воспитали своих детей последним советом большинство пользовалось.

  • 16:21
    Ответить

    Очень дельные советы для молодых родителей! Совершенно согласна с тем, что развивающая среда должна соответствовать возрасту и потребностям ребёнка!

  • 16:21
    Ответить

    Интересная и познавательная статья! Развитие очень важно и нужно ему всячески способствовать, думаю что использую ваши дельные советы, когда придет время! С удовольствием прочитала статью.

  • 16:21
    Ответить

    Даже если вам кажется, что нет места и нет возможности создать среду для развития крохи, это не так! В любых условиях это можно сделать, ведь столько вокруг интересного и познавательного.

    • 16:21
      Ответить

      Полностью согласна!

  • 16:21
    Ответить

    Отличная статья. Безусловно, можно и нужно создать развивающую среду для детей разных возрастов и главное делать это с любовью. Твит.

  • 16:21
    Ответить

    Понравился последний маленький совет, про игрушки из мусора.
    И про мелкие предметы для детей тоже интересно сказано. Ведь они полезны для развития деток.
    Жаль, что многие мамы, не желая себя утруждать и следить за малышами, лишают их такого полезного и радостного удовольствия.

    • 16:21
      Ответить

      Я за собой тоже иногда подмечаю, что бывает не до “развития” – и тогда начинаю делать всё сама, хотя сын так и тянется опробовать, пощупать, поймать руками какую-нибудь семечку и т.п. самостоятельно. Но стараюсь всё же, чтобы это было как можно реже. В этом плане хорошо, когда мама с ребенком не одна – тогда есть и кому дела делать, и кому за ребенком последить, пока он познает мир со всех сторон :)

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

18 сентября 2017
Инна
Самые красивые стихи о любви: для романтического настроя
Тысячи именитых поэтов слагали строки о любви. Сегодня миллионы неизвестных авторов сочинили множество чудесных стихов об этом возвышенном чувстве. Эти слова можно дарить своим любимым. Главное, чтобы они совпадали с вашими чувствами, были близки и красивы. Самые нежные, трогательные и восхитительные стихи о любви – это лучший подарок. Не обязательно дарить дорогие букеты цветов или предметы роскоши. Все материальные вещи не вечны. Подарите стихотворение о любви. Оно вызовет не меньшую бурю эмоций, но навсегда останется в памяти и душе вашей второй половинки.
16 сентября 2017
bytrina
Незаменимая роль отца в воспитании ребенка
Роль мужчины как впрочем и женщины в воспитании ребенка имеет огромное значение и если один из родителей игнорирует свои обязанности в воспитании, то это вскоре скажется на самом отпрыске.