Создание развивающей среды для малыша

развивающая среда

Давно уже хотелось написать статью о том, что такое развивающая среда и как ее создавать, но по мере изучения этой темы я поняла, что вопрос это достаточно непростой и поместить “развивающую среду” в рамки даже подробной статьи довольно проблематично. Дело в том, что развивающая среда – это не нечто статичное, созданное по определенным правилам: в этом углу кладем игрушку с кнопками, в этом – с колесиками, а в центре ставим разноцветную пирамидку. Создание развивающей среды – это процесс вашего личного творчества, умение чувствовать потребности малыша и гибко перестраивать его окружение. По большому счету, даже в обычной среде ребенок всегда найдет то, что поможет ему учиться и постигать новое, так что первым делом нужно отбросить страхи, что ваше местообитание не соответствует каким-то авторитетным педагогическим принципам. И теперь, со спокойным сердцем, давайте немного поговорим про создание развивающей среды своими силами. 

Итак, как следует из самого термина, развивающая среда – это среда, способствующая развитию ребенка. А поскольку на разных возрастных этапах ребенок проходит разные задачи развития, то первым делом нужно учесть, для какого возраста и под какие задачи мы эту среду создаем. Думаю, многие мамы слышали про такое понятие как “сенситивные периоды развития”. Это периоды повышенной чувствительности к той или иной информации, освоению тех или иных навыков, определенной деятельности. Именно в эти моменты нужно обеспечить ребенку возможность осваивать то, к чему он в данный момент готов. Так,

– от рождения до 6 лет – период активного развития речи (то есть среда, в которой ребенок имеет возможность слышать звуки человеческой речи, уже является развивающей для данного возраста),

– от рождения до 5,5 лет – период сенсорного развития (сенсорное развитие – развитие органов чувств, умение воспринимать разнообразную стимульную информацию: цвета, формы, звуки, запахи и т.д.),

– от 1,5 до 2,5 лет – период восприятия мелких предметов (и хотя именно в этот период есть большое искушение попрятать от малыша всё мелкое, что может быть проглочено или засунуто в нос, но стоит помнить, что в этом возрасте ребенок ДОЛЖЕН наиграться с мелкими объектами – бусинами, крупами, спичками, ниточками, разнообразными детальками, – а ваша задача – сделать так, чтобы это знакомство проходило максимально безопасно),

– от 1 года до 4 лет – период развития мелкой и крупной моторики (ребенок должен иметь возможность бегать, прыгать, лазить, орудовать различными инструментами: от ложки до велосипеда),

– от 2 до 3 лет – период восприятия порядка, период активного взаимодействия со взрослыми,

– от 2,5 до 6 лет – период закрепления социальных навыков.

Итак, первый момент, о котором мы поговорили: развивающая среда должна соответствовать тому возрасту и тем сенситивным периодам, которые ребенок проходит в данный момент.

Следующий момент, о котором стоит помнить: создание развивающей среды – это создание разнообразия. Поскольку развитие никогда не идет только по одному направлению, а комплексно объединяет множество разнообразных навыков, осваиваемых параллельно, то и среда должна быть многогранной: в ней должно быть и место для активных игр и физической подвижности, и “интеллектуальный уголок” (с книгами, обучающими карточками, настенными плакатами, игрушками-головоломками и т.п. – в зависимости от возраста), и уголок для творчества (с красками, карандашами, пластилином, бумагой и другими заготовками для поделок и самовыражения), и возможности для эмоционального развития, общения. Причем все эти разнообразные объекты должны быть доступны (то есть ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбрать вид деятельности и необходимые объекты).

Кстати, не стоит думать, что всё это требует много места. То, что я называю “уголками”, может поместиться и на одном пятачке, который легко переоборудовать в зависимости от того занятия, которым хочет заняться малыш. А еще не забывайте, что можно создать развивающую среду не только дома, но и выйти за пределы собственного дома: например, на прогулке вести наблюдения за живой природой, ставить различные опыты (с песком, лужами, солнечными лучами, листьями, цветами). Обращайте внимание ребенка на эти моменты – и развивающая среда будет следовать за вами повсюду.

Итак, думаю, что общие принципы понятны. Давайте посмотрим на примерах: если говорить про создание развивающей среды для самых маленьких (до года), то ваши основные задачи:

– создать для малыша сенсорное разнообразие (пусть его органы чувств получают самую разнообразную стимуляцию: используйте игрушки разной формы, цвета, различные на ощупь материалы, звучащие игрушки, музыкальные записи; по мере взросления – предлагайте знакомиться с различными вкусами, запахами; откройте для него понятия температуры предмета, гладкости, тяжести, мягкости и т.д.; предлагайте для ознакомления проявления природных стихий: воды, ветра, огня – естественно, это должно быть безопасно). Помните, что малыш сейчас познает свойства предметов – и для него нет разделения мира на игрушки и “серьезности”, поэтому давайте возможность смотреть, трогать, нюхать, облизывать и т.д. не только игрушки, но и многообразные предметы из вашего обычного окружения.

– дать возможность активно двигаться (полезны любые упражнения: плавание, массаж, гимнастика, даже простое “катание на руках” у мамы для самых маленьких всегда полезнее пассивного лежания, особенно на спине). Как только малыш научится передвигаться самостоятельно, не ограничивайте его перемещения манежем – позвольте “обползать”, а потом и исходить ногами всю квартиру. Кстати, чем младше малыш, тем теснее интеллектуальное развитие связано с физическим, так что желая вырастить умницу, уделите сейчас внимание не книгам и учебным карточкам, а возможности как можно больше и разнообразнее двигаться.

– больше разговаривать с малышом (поскольку сенситивный возраст для развития речи ребенка начинается прямо с рождения, то звуки вашей речи, песни, стихи и разнообразные беседы как с самим малышом, так и просто в его присутствии, – это хороший стимул для развития). Безусловно, не стоит забывать и о том, что ваша речь должна быть грамотной и культурной (ведь то, как вы общаетесь, запечатлевается у малыша уже сейчас, когда он, казалось бы, ничего еще не понимает).

В более старших возрастах в ход пойдут и специальные материалы (наборы для творчества, познавательные плакаты, спортивные снаряды), а пока наслаждайтесь тем, что вашему малышу интересно, ново и развивающе-полезно практически всё, чем вы окружены в обычной жизни!

И напоследок, еще один маленький совет. Я давно начала пользоваться им чисто интуитивно, а потом прочитала его в советах детского психолога на одном из сайтов и окончательно убедилась в его правильности. Совет этот – про мусор :) Если у вас дома есть что-то ненужное, что вы собрались выбросить, не спешите выбрасывать – дайте малышу поиграть с этим объектом. У нас, например, в большом ходу картонные коробки и бутылки из-под еды: они яркие, красочные, легкие, достаточно мягкие, их удобно помять и погрызть, повертеть в руках и побросать на пол :)

Пусть и для вас создание развивающей среды станет увлекательной и веселой задачей!

 

 

Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи.
Лучшие статьи – с доставкой на дом!

Введите e-mail:

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

    Комментарии

  • 16:21
    Ответить

    У меня детки “жили” в столе, в посуде :) и немного на журнальном столике, среди косметики:)

  • 16:21
    Ответить

    Обширно, понятно и все доступно описано. Мамочки которые воспитали своих детей последним советом большинство пользовалось.

  • 16:21
    Ответить

    Очень дельные советы для молодых родителей! Совершенно согласна с тем, что развивающая среда должна соответствовать возрасту и потребностям ребёнка!

  • 16:21
    Ответить

    Интересная и познавательная статья! Развитие очень важно и нужно ему всячески способствовать, думаю что использую ваши дельные советы, когда придет время! С удовольствием прочитала статью.

  • 16:21
    Ответить

    Даже если вам кажется, что нет места и нет возможности создать среду для развития крохи, это не так! В любых условиях это можно сделать, ведь столько вокруг интересного и познавательного.

    • 16:21
      Ответить

      Полностью согласна!

  • 16:21
    Ответить

    Отличная статья. Безусловно, можно и нужно создать развивающую среду для детей разных возрастов и главное делать это с любовью. Твит.

  • 16:21
    Ответить

    Понравился последний маленький совет, про игрушки из мусора.
    И про мелкие предметы для детей тоже интересно сказано. Ведь они полезны для развития деток.
    Жаль, что многие мамы, не желая себя утруждать и следить за малышами, лишают их такого полезного и радостного удовольствия.

    • 16:21
      Ответить

      Я за собой тоже иногда подмечаю, что бывает не до “развития” – и тогда начинаю делать всё сама, хотя сын так и тянется опробовать, пощупать, поймать руками какую-нибудь семечку и т.п. самостоятельно. Но стараюсь всё же, чтобы это было как можно реже. В этом плане хорошо, когда мама с ребенком не одна – тогда есть и кому дела делать, и кому за ребенком последить, пока он познает мир со всех сторон :)

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

10 января 2018
Татьяна
Как воспитать сына настоящим мужчиной
Очень ценные советы по воспитанию настоящего мужчины, многое сама делала интуитивно, но некоторые моменты стали для меня откровением. Обязательно учту, у меня как раз растет маленький джентльмен!
29 декабря 2017
Ольга Бардина
Мой выбор: самые лучшие книги, которые стоит прочитать
В трудные моменты многие из этих книг заменят долгие походы к психотерапевту. После прочтения начинаешь чувствовать себя более устойчиво даже перед лицом трудностей.