Тип личности как повод для развития

осознанное родительствоЭтот пост – последний из серии коротких статей «Разным детям – разное воспитание», посвященных воспитанию детей, когда помощником родителей в глубоком понимании ребенка и его потребностей, является Эннеаграмма. Конечно, при воспитании детей, нужно учитывать возрастные, гендерные и иные особенности детей. Этого никто не отменял. Например,  как говорят, с мальчиками надо говорить более коротко и конкретно, ставить реальные задачи, больше хвалить, а с девочками нужно избегать резкого и громкого тона, больше эмоционально вовлекать, помогать, больше смотреть в глаза и т.д. Скорее всего, это все имеет значение и немалое.

Вместе с тем, люди, знакомые с Эннеаграммой, обычно понимают достаточно хорошо, какую мощную поддержку может оказать эта модель в понимании и воспитании детей, насколько более глубоко они смогут понять своего ребенка, если поймут его Эннеатип. И понимание это будет основано не только на демонстрируемом ребенком поведении (поведение-то понять не так уж и сложно), возрасте, поле, физических особенностях ребенка и т.д., а на глубинных мотивах, на движущих его поведением чувствах и эмоциях, на его глубинных психологических потребностях. Они на своем собственном опыте знают, насколько хорошо и точно Эннеаграмма описывает мыслительные, эмоциональные и поведенческие привычки людей (а, значит, и их детей), что это и есть способ заглянуть «в голову» их ребенку, а также подобрать к нему заветный волшебный ключик.

Вместе с тем, чаще всего, вопрос от родителей, знакомых с Эннеаграммой, заключается в том, как и когда можно определить тип ребенка. Рождаются ли их дети с определенным типом, можно ли этот тип поменять, в каком возрасте он появляется или проявляется. Что важнее – воспитание или природа, врожденные особенности? Извечные вопросы….

осозннанный родительНа эту тему проведено много исследований, глобальных и локальных, в рамках известных учебных заведений и независимых, и эксперты Эннеаграммы соглашаются с тем, что аналогично тому, что мы рождаемся с определенным темпераментом, также и в равной степени мы рождаемся с определенным типом личности по Эннеаграмме. И тип личности не меняется в течение жизни. Может меняться наш характер, наше поведение, мы можем овладевать теми или иными навыками, вести себя по-разному дома и на работе, мы можем развивать или нет наш эмоциональный интеллект, менять свое отношение к тому, что происходит в нашей жизни и т.д., но поменять свой тип личности мы не можем. Но, метафорически говоря, мы можем носить свой тип личности как летний костюм, или как  железные доспехи, мы можем легко одевать его или снимать его время от времени, или же носить свои доспехи 24 часа в сутки, семь дней в неделю, год за годом до самой смерти, позволяя тем самым нашим лучшим качествам атрофироваться и исчезать. Это и будет нашим выбором и нашим развитием. И детей мы можем научить либо понимать, что они гораздо больше, чем их тип личности, и жить исходя из этого состояния сознания, либо неосознанно, из наилучших побуждений и из большой любви загонять детей в коробку их типа личности и навешивать на эту коробку амбарные замки.

Определить тип ребенка, действительно, бывает непросто. И, как показывает практика, родители часто ошибаются, особенно при поверхностном знакомстве с Эннеаграммой, например, родители детей-Семерок часто видят своих детей Пятерками, родители детей Троек – Девятками и т.д., и этому тоже есть свое объяснение. Но зная Эннеаграмму и используя ее для своего собственного развития, многие родители находят пути правильного определения типа своего ребенка. Учиться типировать людей (и детей) можно также на семинарах и тренингах по Эннеаграмме. Но именно с учетом того, что Эннеаграмма является настолько мощным инструментом, типировать с помощью Эннеаграммы надо очень осторожно, и особенно детей – стараться использовать инструмент для более глубокого понимания ребенка, а не для наклеивания ярлыков. И, как тоже показывает практика, более осознанные родители легче находят тот заветный баланс.

детиРаботы известного швейцарского психолога Жана Пиаже дают подсказку насчет того возраста детей, когда может проявиться тип личности ребенка и когда можно знакомить его с инструментами типирования и развития, и в частности, с Эннеаграммой – это можно делать, в его терминологии, в подпериод конкретных операций (7-11 лет) и в период формальных операций (11-15 лет). Применяя работы Пиаже к Эннеаграмме, можно сказать, что тип Эннеаграммы может проявиться у ребенка годам к семи, а с Эннеаграммой его можно знакомить только ближе годам к 11-ти, потому что именно в этом возрасте у детей начинают развиваться абстрактные качества и способности к мета-мышлению. И родителям необходимо учитывать все это, чтобы правильно применять инструмент Эннеаграммы к воспитанию своих детей.

Вместе с тем, как говорилось в каждой из статей этой серии, самое важное, что родители могут сделать для своих детей – это повышать свой уровень внимательности и осознанности, работать над собой и над тем, чтобы не идти на поводу у «автопилота» своей личности. Мне очень нравится то,  что по этому поводу написали в своей книге «Мудрость Эннеаграммы» Дон Рисо и Расс Хадсон: «Самое поразительное из того, что мы обнаруживаем, исследуя свои привычки, реакции и внутренние голоса, это как много из всего этого нами унаследовано от наших родителей. Хотя многим из нас и хочется видеть себя совершенно не похожими на отца и мать, но если мы повнимательнее посмотрим на свои ценности и свое действительное поведение, то увидим, как много они нам передали своих психологических проблем и их «решений». Наши родители, в свою очередь, также получили многие проблемы и реакции от своих родителей и так далее…Более того, может быть ещё важнее то, что такую Работу необходимо делать, чтобы не допустить передачу этих деструктивных привычек нашим потомкам…. Соответственно, многие молодые родители делают всё возможное, чтобы олицетворять новую систему ценностей, чтобы их дети не вели себя разрушительно. Поэтому, с точки зрения отдельно взятой личности или целого поколения, работа над собой – это благородное дело, а воспитание детей – это призыв к пробуждению – видеть, реагировать и давать с открытым сердцем».

Ozon.ru - Книги | Мудрость Эннеаграммы. Полное руководство по психологическому и духовному росту для девяти типов личности | Дон Ричард Рисо, Расс ХадсонOzon.ru – Книги | Мудрость Эннеаграммы. Полное руководство по психологическому и духовному росту для девяти типов личности | Дон Ричард Рисо, Расс Хадсон

 

Об авторе:

Марина КалдинаМарина Калдина – бизнес-тренер, коуч и консультант. Марина является сертифицированным тренером Института Эннеаграммы (США), аккредитованным профессиональным членом Международной Ассоциации Эннеаграммы (IEA), сертифицированным медиатором, переводчиком нескольких книг и валидированных тестов по Эннеаграмме. Изучает и применяет интегральную модель подсознательной мотивации Эннеаграмма около 10 лет. Проводит регулярные семинары по Эннеаграмме, Осознанному Родительству и Архитектуре Процветания. Подробнее об Эннеаграмме и о программах Школы Эннеаграммы ETCEN вы можете прочитать на сайте www.enneagramma.ru или странице Школы Эннеаграммы на фейсбуке https://www.facebook.com/EnneagrammaEtcen?ref=hl или ВКонтакте http://vk.com/etcenter

 

Полный список статей по Эннеаграмме:

Эннеатип 1: “Реформатор”. Что делать с “идеальным” ребенком?
Эннеатип 2: “Помощник”.  Чьи потребности важнее?
Эннеатип 3: “Достигатель”. Какова цена успеха?
Эннеатип 4: “Индивидуалист”. Как не поранить тонкую натуру?
Эннеатип 5: “Мыслитель”. Как сделать уединение своим другом?
Эннеатип 6: “Лоялист”. Так ли страшно жить?
Эннеатип 7: “Энтузиаст”. Можно ли обуздать непоседу?
Эннеатип 8:”Босс”. Что прячется за внешней силой?
Эннеатип 9: “Миротворец”. Легко ли “жить дружно”?

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

Любить по-русски!

Любить по-русски! Именно такое словосочетание родилось у меня в голове, когда я познакомилась с творчеством потрясающей женщины-барда. Солнечного барда. Женщины, ...

    Комментарии

  • 15:05
    Ответить

    Олечка, спасибо большое за интересную и содержательную статью. Действительно, дети очень много перенимают от своих родителей и стоит задуматься над тем, как не передать деструктививные привычки своим деткам

    • 15:05
      Ответить

      Точно. При всем знании “в теории”, я ловлю себя на том, что говорю иногда стандартными фразами, которыми привыкли общаться взрослые с детьми. Хорошо, что только иногда, а не постоянно…

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

22 июня 2017
Ольга Бардина
Моя первая сказка: "Научи меня любить"
Анна, спасибо! Во мне бывают разные состояния. но когда рождается что-то чистое, хочется этим делиться :)
22 июня 2017
Аnna
Моя первая сказка: "Научи меня любить"
Такая чистая и добрая)))Вы большая умничка.