В чем особенности раннего развития детей?

раннее развитие

В последнее время всё больше говорят про раннее развитие детей: выпускаются книги с рекомендациями для родителей, открываются многочисленные центры для занятий с малышами, создаются разнообразные методики, идет активное обсуждение на форумах… Думаю, у многих мам создается впечатление, что раннее развитие – это необходимый атрибут воспитания современного малыша, необходимый для всех, кто хочет идти в ногу со временем и не ударить в грязь лицом. Есть, правда, и другое мнение – о том, что детство должно быть Детством – спонтанным, веселым и беззаботным, а книги, кружки и мудреные педагогические методики лучше отложить до более старшего возраста. Так где же кроется истина? Для ответа на этот вопрос предлагаю сначала хорошенько разобраться, в чем же заключаются особенности раннего развития детей, что под этим подразумевается – и, разобравшись в этом, каждая мама сможет сделать самостоятельный вывод о том, нужно ли это ее малышу и в какой форме.

Начнем с определения. Ранним называют развитие ребенка от рождения до трех (максимум шести) лет.

Теперь о цели. Признаться, до изучения этой темы и я грешила представлением о том, что раннее развитие детей имеет своей целью вырастить гения (музыкального, интеллектуального, спортивного и т.д. – как правило, по выбору родителей). В такой формулировке цель развития малопривлекательна для большинства родителей, кроме особо честолюбивых (очень надеюсь, что большинству родителей важнее видеть своего ребенка счастливым и гармоничным, а не гениальным). Как говорил Масару Ибука (о его книге “После трех уже поздно” мы писали в отдельной статье), “основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей… Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире”. Итак, цель раннего развития – помочь ребенку стать самим собой, раскрыть свои возможности, согласно своей природе. Не все должны быть гениями, не все – музыкантами, не все – шахматистами. И тем не менее, каждый ребенок пришел в этот мир не с пустыми руками: уже у младенца проявляются личные интересы, склонности, возможности. Помочь ребенку их проявить и развивать – вот задача родителя. И здесь очень важно не подменять склонности ребенка собственными представлениями о том, что интересно или достойно изучения. Присмотритесь к своему малышу внимательно: к чему тянется он сам? Что привлекает его внимание? Что вызывает больше всего вопросов?

А если ни к чему не тянется?.. Вот тут-то мы и подходим к сути – к ответу на вопрос, в чем же особенности раннего развития детей. Как вы наверняка знаете, все дети рождаются с врожденной потребностью в познании, они готовы изучать мир, всячески в нем экспериментировать, исследовать свои возможности и свойства предметов. Обучение ребенка начинается уже с рождения (а есть мнение – что и до рождения, уже в утробе матери), и мы являемся для своих детей учителями, даже если не думаем об этом (как мы общаемся с малышом, какие игрушки показываем, в какой обстановке растим – всё это уже влияет на его развитие). При этом, стоит учитывать, что существуют такие стимулы, которые способствуют конструктивному развитию малыша, а есть и те, которые препятствуют такому развитию (например, в агрессивной и недоброжелательной среде трудно воспитать дружелюбие, а в грязном и неухоженном окружении сложно привить чувство прекрасного). И здесь мы приходим к главному: для раннего развития важнее всего не методики, пособия, кружки и опытные педагоги (что доступно далеко не каждым родителям), а конструктивная, развивающая, разнообразная среда. Создание такой среды по силам любому родителю и не зависит от финансовых возможностей семьи или доступности специальных кружков или развивающих центров. Создание развивающей среды – это непрерывный процесс, возможность учиться практически везде, находить новое и интересное практически везде (от крошки на полу до устройства Природы). Задача родителя в такой среде (кроме ее обеспечения, конечно) заключается в том, чтобы наблюдать за ребенком, его склонностями и интересами и помогать ему осваивать то, к чему он испытывает естественную тягу. Подробнее о развивающей среде мы поговорим в отдельной статье.

Обратите внимание на то, что раннее развитие детей не подразумевает насилия. Не нужно специально сажать ребенка и приниматься его развивать. Обеспечивая среду, проявляя внимание к тому, как разворачивается познавательная потребность ребенка, и помогая ему в том, что он пока не может сам, – вы делаете всё основное, что необходимо для раннего развития. Идите в ногу с малышом, как добрый друг и заботливый помощник, но не стоит делать ЗА малыша то, что он умеет сам. Учитесь вовремя отпускать его, доверять его возможностям, позволять ему делать что-то, пусть несовершенно, но самостоятельно и с энтузиазмом.

Итак, в этой статье мы поговорили о сути раннего развития, попытались ответить на вопрос, что же это такое, для чего нужно и что мы, родители, можем сделать для развития своего малыша. Безусловно, существуют и более строгие и четкие методики раннего развития (методики Монтессори, Домана, Никитиных, Зайцева и других), но о них мы поговорим отдельно. А для начала – давайте посмотрим на свою ситуацию и попробуем честно ответить на два вопроса:

– насколько развивающей является та среда, которая окружает моего ребенка? К чему приучает и что воспитывает эта среда?

– помогаю ли я своему ребенку реализовывать ЕГО личные склонности и интересы? Не подменяю ли их собственными амбициями?

P.S. ну и напоследок – давайте вспомним, что развитие ребенка будет тем эффективнее, чем больше мы готовы развиваться САМИ. Вместе растем? :)

P.S.S. Продолжение темы – в статье “Как правильно развивать ребенка? Базовые принципы“.

Хотите узнавать всё самое интересное первыми? Подпишитесь на новые статьи.
Лучшие статьи – с доставкой на дом!

Введите e-mail:
Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

Культура сверхпотребления

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы поднимем такой непростой вопрос, как сверхпотребление. Так ли необходима нам вся та масса товаров, которая ...

    Комментарии

  • 19:28
    Ответить

    Действительно полезная информация, ведь у меня маленький сын. Очень понравилось, спасибо.
    У вас очень хороший сайт, много полезной информации, красивая тема и удобное управление.
    Приглашаю к себе в гости оценить мой сайт :)

    • 19:28
      Ответить

      Спасибо, Михаил, за признание :)
      Будем стараться и дальше делать сайт полезным, удобным и красивым!

  • 19:28
    Ответить

    Многие особенности раннего развития детей – часто мы и не задумываемся!

  • 19:28
    Ответить

    Оля, спасибо большое за эту статью! Я как раз задаюсь вопросами, о которых идет в ней речь: что такое развитие? нужны ли специальные методики и “приспособления” или достаточно любви, находчивости и здравого смысла, чтобы, с одной стороны следовать за ребенком, с другой вести его к новому опыту. Буду ждать с нетерпением статью про создание благопрятной, стимулирующей среды!

    • 19:28
      Ответить

      Рада, что статья оказалась полезной :)
      Я скорее сторонник второго варианта (про любовь, находчивость и здравый смысл). Можно, конечно, и готовыми методика побаловаться, но для этого нужно достаточно много времени (во-первых, чтобы хорошо изучить систему, а во-вторых, чтобы регулярно и правильно заниматься), а зачастую и много денег потребуется (покупать специальные пособия и т.п.). На самом деле, если обращать внимание на то, к чему ребенок сам тянется, что его в данный момент интересует – то развивающими пособиями могут стать практически любые вещи дома и на улице (мы, например, проходили этап яркого интереса к тканям, затем – к книгам и другой бумажной продукции, сейчас вот просто бум интереса к технике и всяким кнопочкам). Мы видим свою задачу в том, чтобы допускать сына до интересующих его объектов, но так, чтобы это было безопасно для него. Например, есть дома такая техника, до которой мы допускаем, не жалея, что рано или поздно он ее сломает (уже умудрился в некоторых местах кнопки отковырять :) ), а та техника, которую все-таки жалко прячем подальше, чтобы не искушать его зря (ведь все равно захочет, а по сто раз на дню говорить “нельзя” – тоже, наверно, не самый лучший вариант).
      Кстати, очень любопытно, что техника его интересует только настоящая (муж купил ему игрушечный пульт с кнопками – к нему интереса оказалось очень мало), а вот реальные пульты, калькуляторы, проигрыватели, кнопки и рычаги на плите – это самое любимое ))))
      Аналогично у каждого ребенка родитель может обнаружить склонности к той или иной деятельности, к тем или иным объектам – и поддержать ее. Но для того, чтобы это открылось, в среде должно быть достаточное разнообразие объектов.

  • 19:28
    Ответить

    Я тоже сторонник того, что ребёнка не нужно заставлять, он сам научится всему в своё время.

  • 19:28
    Ответить

    В большенстве случаев бывает такое, что родители пытаются дать ребёнку то, что не смогли в детстве добиться сами.Не важно желает этого ребёнок или нет.Подавляют волю ребёнка.

    • 19:28
      Ответить

      Да, к сожалению, есть такое! Важно уметь вовремя подмечать в себе такие тенденции и осознавать, что добра от такой “заботы” о ребенке мало…

  • 19:28
    Ответить

    Тут скорее не хватит усидчивости для родителей чем для детей. С ребенком так набегаешься завесь день, что не до развития….

    • 19:28
      Ответить

      Ну, у всех по-разному. Главное, мне кажется, гибко ориентироваться по возможностям и желанию – своим и ребенка. Если родитель не чувствует в себе сил и желания заниматься с ребенком, можно передоверить это другим (например, детскому саду – всё лучше, чем ничего), но когда этим занимаются родители – это ведь не только развитие, но и эмоциональное общение, установление контакта, познание своего малыша. Это все пригодится в будущем. Так что развивающие занятия – это еще и форма создания теплых и гармоничных отношений (естественно, если занятия происходят без насилия и в удовольствие – как написано в статье).

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

18 сентября 2017
Инна
Самые красивые стихи о любви: для романтического настроя
Тысячи именитых поэтов слагали строки о любви. Сегодня миллионы неизвестных авторов сочинили множество чудесных стихов об этом возвышенном чувстве. Эти слова можно дарить своим любимым. Главное, чтобы они совпадали с вашими чувствами, были близки и красивы. Самые нежные, трогательные и восхитительные стихи о любви – это лучший подарок. Не обязательно дарить дорогие букеты цветов или предметы роскоши. Все материальные вещи не вечны. Подарите стихотворение о любви. Оно вызовет не меньшую бурю эмоций, но навсегда останется в памяти и душе вашей второй половинки.
16 сентября 2017
bytrina
Незаменимая роль отца в воспитании ребенка
Роль мужчины как впрочем и женщины в воспитании ребенка имеет огромное значение и если один из родителей игнорирует свои обязанности в воспитании, то это вскоре скажется на самом отпрыске.