Воспитание детей дошкольного возраста: куда вкладывать усилия?

Воспитание детей дошкольного возраста: куда вкладывать усилия?

Здравствуйте, дорогие читатели!
Тема нашего сегодняшнего разговора – воспитание детей дошкольного возраста. На первый взгляд все просто – мы же как-то выросли. Но зачастую родители, испробовав несколько моделей воспитания, теряются и не знают, куда дальше идти. По себе знаю, как это сложно, когда информации масса, а «отрывочные» знания не работают, и кажется, что все идет не так. Наш обзор поможет Вам понять, какие направления воспитания необходимо «подтянуть», и в результате найти или изобрести свою систему воспитания, наладить гармоничные отношения с малышом и каждый день радоваться материнству.

Согласно одному из определений, воспитанием называется целенаправленное формирование личности ребенка. Цель такой работы – подготовка маленького человека к будущему участию в культурной и общественной жизни согласно принятым в обществе социокультурным правилам и моделям. То есть, если говорить простыми словами, с помощью воспитательных мер мы готовим чадо к будущей взрослой жизни со всеми ее радостями и перипетиями, учим его «языку» общества и культуры народа и страны. А, значит, и от успешности наших действий во многом зависит будущий успех нашего чада.

Дошкольники 1

С чего же начинается воспитание дошкольника?

Выделим несколько важных моментов:

  1. Личный пример. Многие специалисты утверждают, что прежде чем «браться» за ребенка, необходимо сначала воспитать себя (об этом мы говорили в статье “Главный секрет воспитания детей“). Конечно, в этом есть рациональное зерно, ведь мы не можем передать малышу то, чего нет в нас самих. Иными словами, родитель, поглощающий пиво с креветками, и заедая все тоннами шоколадных конфет на глазах у ребенка, вряд ли научит его кушать «правильные» кашку и кабачок. И это необходимо помнить!
  2. Понимание цели воспитания. Нужно разобраться для себя, что именно Вы хотите воспитать в крохе? Каким Вы мечтаете видеть его в будущем? И, что немаловажно, к чему у него самого есть склонности, таланты? Согласитесь, от этого тоже очень многое зависит. Умение увидеть в ребенке то «зернышко», которому надо помочь прорасти – это, пожалуй, и есть одна из главнейших целей воспитания и развития малыша.
  3. Индивидуальный подход. Многодетные мамы наверняка согласятся со мной, что те воспитательные меры, которые подходят одному из детей, могут вообще не сработать с другими. И не стоит искать универсальный рецепт – если бы такой существовал, наверняка отпала бы потребность в остальных. Поэтому лучше пробовать и выбирать то, что подойдет больше всего именно вашему тандему.
  4. Разносторонность и многоплановость. Воспитание не может и не должно быть однобоким, затрагивать только одну из сторон развития личности. Поэтому важно знать направления воспитания, уметь их в нужное время применять в жизни и формировать стройную и гармоничную общую систему.
  5. Философский подход. Это не о том, что надо много говорить на данную тему, но ничего не делать. Нет, тут я хочу добавить свои наблюдения о том, что не стоит так уж рьяно и фанатично следовать той или иной системе воспитания. Так или иначе, ваш ребенок – личность, не похожая на других. Да, многое зависит от того, что вы в него заложите. Но немаловажно и то, что изначально есть в нем, а, значит, ваша цель вполне может не совпасть с его целью. Впрочем, об этом вы, скорее всего, узнаете уже позже. Посему – прочь перфекционизм, и вперед к гармоничному сотворчеству с малышом!

дошколята 5

Немного из психологии дошкольника

Дошкольное детство являет собой короткий, но очень важный период утверждения личности. В данный период у ребенка не только появляются начальные знания о мире, который его окружает, но и вырабатываются привычки и навыки правильного поведения, формируется характер, начинает складываться определенное отношение к труду, к другим людям. Переоценить значение дошкольного периода очень сложно.

Дошкольным возрастом считается период с 3 до 7 лет (подробнее о периодизации психического развития ребенка – здесь). Условно его делят на несколько периодов:

  • 3-4 года – младший дошкольный возраст;
  • 4-5 лет – средний дошкольный возраст;
  • 5-7 лет – старший дошкольный возраст.

Традиционно дошкольный период начинается кризисом трехлетнего возраста и заканчивается поступлением в школу. Кризис 3 лет – это период, в который происходит всплеск повышенной самостоятельности малыша. Такой всплеск вызывает внутренний конфликт между потребностью все делать самому и физической невозможностью этого. Разрешение кризиса приходит через новые виды деятельности, открытых взрослым перед ребенком, благодаря которым малыш может выразить себя, проявить инициативу и самостоятельность.

дошколята 3

Виды и направления воспитания

Дошкольное воспитание должно включать два основных направления – подготовку к школе и развитие личностных качеств ребенка. В свою очередь, они подразделяются на несколько подсистем воспитания:

  1. Физическое. Главный посыл данного направления – обучение ребенка заботе о своем здоровье, а также получению радости и удовольствия от физических упражнений. Очень действенные средства физического воспитания – активный отдых всей семьей, знакомство со спортом и его различными видами, прогулки и общение с природой, подвижные игры, совместная зарядка.
    Важно помнить, что физические нагрузки хороши не просто для здоровья, но они еще и создают предпосылки для умственного воспитания – благодаря развитым движениям, координации, дети могут лучше и быстрее познавать мир, изучать, наблюдать, проявлять свою любознательность.
  2. Умственное. Где-то с четырехлетнего возраста дети становятся «почемучками»: им все интересно, и они с удовольствием задают свои вопросы взрослым. Очень важно удовлетворять познавательный интерес сына или дочери, отвечать на их вопросы. Также в этот период дошколята начинают интересоваться своим внутренним миром, своими чувствами и переживаниями, своим организмом. Так начинает развиваться самосознание дошкольников.
  3. Трудовое. Основные постулаты данного направления – приобщение детей к самообслуживанию, к общественному, бытовому и умственному труду. Главное правило – поощрять проявления самостоятельности детей, а также подавать свой собственный пример.
    дошколята 2
  4. Эстетическое. В это широкое понятие входит развитие эстетического отношения к природе, быту, труду, искусству, общественной жизни, окружающему миру. С помощью искусства у ребенка развивается художественное восприятие мира. К эстетическому воспитанию относится и музыкальное – знакомство ребенка с прекрасным миром музыки. По словам специалистов, главное в приобщении малыша к музыке – вызвать интерес к музыкальным произведениям.
  5. Нравственно-патриотическое. В дошкольном возрасте формируются нравственные нормы поведения ребенка. Наиболее действенное средство – подражание взрослым. И это касается не только внешнего вида, но и правил поведения, эталонов оценки окружающего (хорошо и плохо, правильно и неправильно и т.д.). Важно, чтобы дети видели вокруг себя доброту, щедрость, нежность, уважение и другие нравственные качества. Цели нравственно-патриотического воспитания: воспитание у малыша привязанности и любви к своей семье, дому, улице, городу, стране, бережного отношения ко всему живому, уважения к труду, гуманных чувств и отношений; развитие интереса к народным промыслам и традициям; формирование уважения к другим народам, толерантности.
  6. Сенсорное. Направлено на совершенствование ощущений и восприятия окружающего мира. Через ощущения ребенок познает отдельные свойства явлений и предметов окружающего мира, при их непосредственном воздействии на сенсорные анализаторы – органы чувств. Ощущения являются очень важным источником данных о внешней среде и собственном теле.
    Главная задача сенсорного воспитания – обучение ребенка сравнению, обобщению, синтезу, развитию мысли о предмете через его близкое восприятие. В ходе решения данной задачи ребенок осваивает так называемые сенсорные эталоны – системы направлений, мер длины и веса, геометрических фигур, величины, цвета, запахов, звуков, фактуры. Невзирая на длительность процесса усвоения эталонов, оно провоцирует дальнейшее умственное развитие и развитие речи.
  7. Воспитание культуры поведения. Начинается буквально с пеленок. Важно научить ребенка опрятности и соблюдению гигиены, правилам поведения за столом, в транспорте, в общественных местах, при общении с другими людьми.
  8. Воспитание самостоятельности. Главное правило – не делать за ребенка то, что он может сам (мы уже говорили об этом в статье, посвященной развитию самостоятельности в раннем возрасте). Да, конечно, сначала не идеально, не безукоризненно, и, скорее всего, это будет стоить родителям много терпения и смирения. Но результат будет того стоить.
    Необходимо дать детям возможность делать некоторые вещи самим, даже если вы знаете или думаете, что он пока не справится. И малыш вам будет очень благодарен! Один из первых шагов к самостоятельности – приучение самостоятельно кушать.
  9. Экологическое. Сюда можно отнести становление осознанного отношения к природе, к людям, ее созидающим и охраняющим, создающим на базе ее богатств материальные и духовные ценности. Также важно научить дитя относиться к себе, как к части природы, понимать ценность здоровья и жизни и их зависимости от состояния окружающего мира, созидательно взаимодействовать с природой.

дошколята 4

Как же понять, что именно нужно?

Мы перечислили наверняка не все направления воспитания, которые можно выделить. Но, пожалуй, во взаимодействии они дадут именно ту целостную систему, на которую мы можем опереться, воспитывая собственных детей.

Бессмысленно учить кроху только физическим упражнениям, игнорируя общение и умственное развитие. Или вкладывать все силы в интеллектуальный рост, штудируя методики раннего развития, забывая о других направлениях жизнедеятельности ребенка. Если мы хотим вырастить гармоничную и многогранную личность, то нам, скорее всего, так же многосторонне придется ее и воспитывать. И, что самое главное, – процесс воспитания должен приносить радость всем, и родителям, и детям! Чего я вам искренне желаю!

Если вам нравится статья, рекомендуйте ее друзьям, и подписывайтесь на обновления блога.

Автор: Анна Кутявина

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

18 сентября 2017
Инна
Самые красивые стихи о любви: для романтического настроя
Тысячи именитых поэтов слагали строки о любви. Сегодня миллионы неизвестных авторов сочинили множество чудесных стихов об этом возвышенном чувстве. Эти слова можно дарить своим любимым. Главное, чтобы они совпадали с вашими чувствами, были близки и красивы. Самые нежные, трогательные и восхитительные стихи о любви – это лучший подарок. Не обязательно дарить дорогие букеты цветов или предметы роскоши. Все материальные вещи не вечны. Подарите стихотворение о любви. Оно вызовет не меньшую бурю эмоций, но навсегда останется в памяти и душе вашей второй половинки.
16 сентября 2017
bytrina
Незаменимая роль отца в воспитании ребенка
Роль мужчины как впрочем и женщины в воспитании ребенка имеет огромное значение и если один из родителей игнорирует свои обязанности в воспитании, то это вскоре скажется на самом отпрыске.