Выученная беспомощность – что это и как с ней справляться?

Выученная беспомощность – что это и как с ней справляться?

Доброго дня, дорогие читатели блога! Сегодня мы с вами поговорим о таком интересном феномене, как выученная беспомощность. Что это за птица какая, и что с ней делать – кормить или позволить улететь безвозвратно? Как взять на себя ответственность за собственную жизнь, стремиться и побеждать, и научить этому своих детей? Об этом мы и поговорим в данной статье.

Каждый человек может попасть в непростую жизненную ситуацию. Даже самый умный, красивый, трудолюбивый и честный. В конце концов, не все в мире зависит от нашей воли, как бы порой не хотелось верить в обратное. Вот только кто-то, упав, встанет, отряхнется, сделает выводы и пойдет дальше. Совершать новые ошибки, приобретать собственный опыт и достигать намеченных целей, даже если непросто. А второй так и останется лежать, жалуясь на несправедливую жизнь и тяжелую судьбу. Да, может, разок он попробует подняться, но потом снова упадет, объясняя себе самому, что ноги не держат, погода плохая и ситуация в стране нестабильная, чтобы что-то предпринимать. Да и все так живут. Вернее, выживают, перебиваются. А нам звезд с неба не хватать, правда же? Не в то время родились, не в той семье, не в тех обстоятельствах. Все так легко объяснимо… И так же грустно, увы.

О таком понятии, как выученная беспомощность, я слышала давно. Но буквально на днях задумалась еще сильнее, когда столкнулась с большим потоком негатива со стороны как реальных, так и виртуальных «знакомцев». Нет, конечно же, лечить кого-то и навязывать свое видение ситуации я не собираюсь. Но вот разобраться с причиной тотальных страданий рядовых граждан и со способами ее устранения все же не помешает. Почему мы сами превращаем себя в жертв обстоятельств? И как снова обрести позицию хозяина, если заметили за собой грешок?

девушка в лабиринте

Что такое выученная беспомощность?

Автором данного понятия считается американский психолог Мартин Селигман. По его теории, приобретенная, или выученная беспомощность – такое состояние, при котором индивид (человек или животное), находясь в негативной для него ситуации, вовсе не пытается каким-то образом улучшить свое состояние, даже имея такую возможность. Он не старается избежать отрицательных стимулов, так называемых «ударов судьбы», или получить положительные, а просто сдается воле течения.

Подобное состояние, как правило, появляется спустя несколько неудачных попыток избежать негативных внешних обстоятельств или как-то на них воздействовать. Индивид приобретает пассивность, отказывается действовать, и не проявляет даже желания избежать недружелюбной среды или сменить ее на более приятную. Хотя такие возможности зачастую есть. Со временем люди, подверженные данному состоянию, теряют чувство контроля над собственной жизнью и событиями в ней, ощущение свободы выбора, веру в возможность изменений и в свои силы. Сначала появляется угнетенность и подавленность, которые довольно быстро могут перерасти в депрессию, и не только существенно снизить качество жизни человека, но и сократить ее длительность.

По сути, человек приобретает подсознательную установку: от меня ничего не зависит, я никак не могу повлиять на внешние события, их изменить или предотвратить. Все, что остается, – покориться обстоятельствам. И эта установка распространяется не только на проблемную ситуацию, но и в общем на все сферы жизни. Иными словами, потерпев ряд неудач в одной отрасли, мы сами ставим «крест» и на всех остальных, не пытаясь что-то изменить.

 

Чаще всего такая беспомощность возникает еще в детстве или в подростковый период и спровоцирована неверным воспитанием и сложными житейскими обстоятельствами. Но бывают случаи и более зрелого наступления беспомощности, например, в случаях резкого наступления инвалидности, прикованности к постели и зависимости от других после прежде активной жизни.

Эксперимент

Селигман начал изучать проявления выученной беспомощности на собаках. Он закреплял у них чувство страха перед громкими звуками. Для этого сразу после звука собаки подвергались достаточно чувствительным, но несильным ударам тока. Ученый предполагал, что через время животные начнут реагировать на звук как и на электрошок – выпрыгивать из ящика и убегать. Но получилось совсем иначе. Собаки не старались выскочить из ящика, а вместо этого ложились на пол и начинали скулить. То есть, они научились «беспомощности».

В дальнейшем Селигман усложнил эксперимент. Он поделил испытуемых собак на три группы. В первой животные могли сами выключить ток, нажав на специальную педальку. Во второй собаки никак не могли повлиять на результат, поскольку ток включался и выключался вместе с первой группой. И в третьей, контрольной, группе не было ударов тока.

И вот, когда всех собак поместили в ящик, выпрыгнуть из которого можно было очень просто, убежали лишь животные из первой и третьей групп. Горемыки из второй группы даже не пытались избежать наказания, они лежали и скулили, получая все более чувствительные удары током.

Подобные эксперименты, но уже без тока, а на примере задач различного уровня сложности, проводили и с группами студентов. Результаты снова подтвердили существование вынужденной беспомощности.

девушка сидит

Что же происходит на самом деле?

Выученная беспомощность у животных проявляется следующими симптомами:

  • ослабление биологических мотиваций;
  • торможение моторного поведения;
  • нарушение способности обучаться новым навыкам;
  • появление разных соматических расстройств: повышение давления, выпадение волос, язвы в ЖКТ, снижение иммунитета и жизнестойкости организма, в том числе к злокачественным опухолям.

У людей выученная беспомощность «заявляет о себе» невротической тревогой, депрессией и другими эмоциональными расстройствами. Со временем все это может провоцировать и психосоматические заболевания, причину которых на первый взгляд сложно понять.

Что же происходит внутри человека? Он получает установки:

  • в принципе это реально, но точно не для меня;
  • я сам виноват в своих неудачах, а мои успехи от меня не зависят. То есть, если у меня не получается, это все из-за недостатка интеллекта или воли. А если вдруг что-то и выходит, то это случайная удача, и она зависит от действия других людей.

И данные установки носят общий характер, без привязки к ситуации, как в настоящем, так и в будущем. Выученная беспомощность, приобретенная в определенных обстоятельствах, быстро распространяется на другие сферы, и человек перестает пытаться справиться даже с понятными и решаемыми задачами.

К примеру, человека увольняют с работы. Он теряет стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Поначалу он активно ищет новые вакансии, ходит на собеседования. Один, два, три раза. Но не получается, не берут. И через время он просто перестает пытаться что-либо изменить. Хотя в мире уже реально могло все поменяться, в том числе и рынок труда. Вполне возможно, что его сейчас бы взяли с руками и ногами. Но он прекращает поиск, сдается. Решая для себя, что уже не сможет, все равно не получится и нет смысла пробовать. Ведь он просто неудачник, и с этим ничего не поделать.

Причины беспомощности

Психологи выделяют две главные группы причин выученной беспомощности: объективные и субъективные. О первой группе мы уже много говорили выше: по сути, беспомощность вырабатывается вследствие длительного отрицательного воздействия, которого не получается избежать.

Что касается субъективных причин, то чаще всего выученной беспомощностью могут «похвастаться» люди, склонные к позиции Жертвы. Они начинают демонстрировать беспомощность, привлекать к ней внимание близких, пытаются мстить жизни и отказываться играть «по правилам».

По мнению специалистов, что для появления выученной беспомощности нужно постоянное повторение одной из трех ситуаций:

  • однообразие последствий поступков;
  • отсутствие последствий поступков;
  • сомнительная связь между поступками и их последствиями.

Не видя возможности как-то изменить ситуацию, человек проявляет псевдоактивность или вообще отказывается от деятельности, становится заторможенным, начинает вести себя деструктивно. Увы, подобное поведение нередко наблюдается у детдомовских детей. Во взрослом возрасте им становится сложно как-то влиять на свою жизнь.

Но вынужденной беспомощности подвержены не только дети, лишенные родительской опеки. Частенько подобные эффекты наблюдаются у отпрысков чрезмерно занятых родителей, а также у очень заботливых, которые не дают детям право на ошибку и свободу выбора.

Выхода нет?

Конечно же, любая ситуация поддается решению. Что нужно делать, чтобы избежать вынужденной беспомощности самим, и не допустить ее развития у собственных детей? Психологи рекомендуют следующую профилактику:

  1. Проявлять эмоциональную реакцию на поступки ребенка. И эта реакция должна быть разной, в зависимости от ситуации. Иными словами, не должно быть одинакового наказания «за все».
  2. Реагировать на поступки своевременно. Поощрение или наказание должно сразу же следовать за поступком, иначе есть шанс приучить чадо к страху всего.
  3. Естественность реакций и доверие ребенку и собственной интуиции. Нет универсальных правил, как вы должны эмоционировать на то или иное дело собственного чада. Но вы точно знаете его лучше всех, и сами в силах подобрать наилучшие варианты.
  4. Воспитывать ребенка личным примером. Беспомощный родитель вряд ли сможет вырастить «удачника». Поэтому в первую очередь, как ни крути, надо воспитывать себя.
  5. Следить за окружением. В кругу нытиков мы сами «заражаемся» негативом, становимся беспомощными и безвольными. И, наоборот, в кругу ярких и успешных людей у нас словно вырастают крылья. А, значит, надо стремиться к свету!
  6. Лечить “выученную беспомощность” “выученной успешностью”. То есть, понемногу, постепенно делать то, что получается. Хвалить себя за результаты и идти дальше, приобретая позитивный опыт и транслируя его на все сферы жизни. Не зря же говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Почему бы не поверить?

Конечно, быть в ответе за свою жизнь, за все успехи и неудачи сложнее, чем плыть по течению. Но одновременно и в разы интереснее, правда? Ведь что может быть лучше, чем просыпаться утром и верить, что сегодняшний день подарит миру что-то доброе и светлое. И я могу быть к этому причастна. Чудеса?

Я искренне желаю вам яркой и насыщенной жизни! Будьте счастливы всегда!

Друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей. Возможно, кому-то очень пригодится данная информация. Так давайте же будем щедрыми!

И, конечно, подписывайтесь на обновления блога. Здесь всегда много интересного!

Автор: Анна Кутявина

Подписка на обновления
Новые статьи о саморазвитии, женском пути, материнстве и воспитании — Вам на почту!

Похожие статьи
Вдохновляющее и полезное для любящих и сознательных мам

  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:

Свежие комментарии

10 августа 2017
Almira
Как помочь ребенку выбрать профессию по душе?
Информация по этому вопросу есть в книге Как помочь ребёнку выбрать профессию, посмотрите в интернете. Вот ссылка https://ridero.ru/books/kak_pomoch_rebyonku_vybrat_professiyu/
01 августа 2017
Алина
Как легко и радостно чистить зубы ребенку в год
Детям нужно обязательно чистить зубы, когда только появиться первый зуб. Желательно выбирать пасту без фтора, а также щетку не очень жесткую.